Сила таланта Учителя учителей

Талант учителя… Это высокое искусство. Оно рождается в творческой лаборатории педагога, в которой учитель ежедневно трудится над волшебной силой урока, классного часа. И когда он самостоятельно разбирается в педагогических экспериментах, преломляя свежую волну новаторства, не копируя чужие мысли, только тогда утверждает свои педагогические взгляды, концепции. Так создаются уроки, уроки как педагогические произведения. Да, это и есть безграничный талант учителя.

Мне выпала огромная честь встретиться в жизни с таким талантливым, мудрым руководителем школы №10, прекрасным учителем физики Федором Петровичем Богдашкиным. Он был яркой личностью, умел руководить мотивацией коллектива, что и является главной аксиомой работы директора.

Знакомство с удивительным человеком, Федором Петровичем, состоялось у меня в августе 1987 года, когда я искала работу в Рузаевке.

В 70-80 гг. трудно было устроиться в городскую школу. Хотя у меня уже был 11-летний опыт работы учителя начальных классов, биологии, истории в школах Инсарского района. Я с надеждой обратилась к Федору Петровичу. И какова была моя радость от его добрых слов: «Приходите завтра. Есть временная вакансия».

А первый мой урок в школе №10, который посетил директор, я запомнила на всю жизнь. На уроке русского языка мы писали изложение с элементами сочинения. Как внимательно он слушал мое объяснение, ответы учащихся. Итог занятия - содержательные творческие работы Л. Русскиной, О. Полибиной, Н. Шитихиной, Г. Гильмутдиновой, В. Мухаева, В. Хрулькова, А. Кармишина, Д. Терехина и др. После работы я с волнением ждала анализ своего урока. Методике урока нас основательно учили в Зубово-Полянском педучилище, в одном из самых престижных в 70-80-е годы учебных заведений Мордовии. Федор Петрович все этапы занятия разложил по полочкам и дал высокую оценку работе детей. Его педагогическая мудрость, аналитический ум, глубокие знания педагогики поразили меня. Я прониклась глубоким уважением к директору.

Школьные и студенческие годы

С раннего детства Федор Петрович мечтал стать педагогом. В семье прививалась огромная любовь к труду. После успешного окончания школы поступил на физико-математический факультет МГПИ имени М.Е. Евсевьева.

Мне удалось побеседовать с его однокурсником Анвером Хабибулловичем Салеховым, проживающим сегодня в селе Латышовка Кадошкинского района. Интересные строки биографии нашего директора я почерпнула из его рассказа:

«Я с Федором Петровичем учился в одной группе с 1965 г. по 1969 г. В студенческом общежитии жили с ним в одной комнате. Вместе занимались, готовились к экзаменам. Он был для всех примером в учебе. Любил физику. Иногда даже спорили при решении задач. Благодаря глубоким знаниям он убеждал нас во всем. Сельский парень из села Мордовские Полянки Ельниковского района везде был лидером. Активистом в общественной жизни института, всегда среди молодежи. Очень трудолюбивый, сильный. Занимался во многих спортивных секциях.

А осенью нас, студентов, отправляли на уборку овощей. Отмечу вежливое отношение молодого студента Ф.П. Богдашкина к ветеранам войны и труда. Вечерами приходили к нам местные жители с просьбами - помочь привезти сено на тракторе, убирать картофель. И вы знаете, первым всегда откликался наш Федор Петрович и нас организовывал. Никогда никому не отказывал. Он очень жалел стариков, женщин. Уважал старшее поколение. И мы все тянулись за ним. Замечательный человек, открытый, приветливый, справедливый.

А летом у нас был свой студенческий отряд, командиром которого мы всегда выбирали Федора Петровича. Работали в строительных бригадах Краснослободского района, в селе Шаверки - как сейчас помню. Помогали колхозам строить фермы. С сельскими ребятами он всегда находил общий язык. В любой ситуации наш Федор первым вступал в дружеские отношения. Мирное решение любой проблемы, доброта, справедливость, простота, глубокий ум, уверенность во всем нашего командира были понятны местным парням.

Вот таким я и запомнил его. Очень жаль, что так рано ушел из жизни наш Федор Петрович, наш лидер, талантище».

Директор-первооткрыватель

Богата трудовая деятельность Ф.П. Богдашкина. Предложение продолжить обучение в аспирантуре было не для него. После пединститута дипломированный специалист скорее рвался реализовать свои знания на практике. И он начал трудиться в Напольно-Тавлинской средней школе Кочкуровского района. Но его ждала Рузаевка. Он много сделал для города железнодорожников. Ф.П. Богдашкин работал там, куда его направляла администрация района, где он был востребован. Ему верили, и он доказывал доверие своими делами. Первая кузница педагога - это школы №5 и №8. Преподавал физику. Директор школы №5, заслуженный учитель РМ И.М. Глушкин, был его первым наставником. В этих школах раскрывался педагогический талант молодого учителя.

Федору Петровичу суждено было быть первооткрывателем учебных заведений. В 1978 году он назначается директором вновь организуемого Рузаевского межшкольного учебно-производственного комбината. Школьники проходили производственную практику непосредственно в цехах, лабораториях промышленных предприятий Рузаевки.

В 1980 году молодому руководителю доверено быть и координатором строительства школы №10. Торжественный день для поселка Химмаш. 1 сентября 1980 года 700 учащихся переступили порог школы. Она построена по новому проекту, с бассейном и теплицей, на 1176 мест. Всю свою душу, энергию, любовь к детям и весь свой опыт вложил Федор Петрович в новую школу - школу, подобной которой еще не было не только в Рузаевке, но и в республике.

Школа №10 гремела на всю Мордовию. Она стала базовой площадкой городского, республиканского уровня для обучения директоров, учителей. На базе школы создан Культурно-эстетический центр, объединивший учителей школы №10, художественной и детской музыкальной школы №2, работы кинотеатра «Юность», кукольного театра и стадиона завода «Химмаш».

В 80-е годы частыми гостями в школе были представители зарубежных делегаций из Болгарии, Польши, Венгрии. В 1987 году танцевальный коллектив школы №10 под руководством старшей пионервожатой Н.И. Лохмановой стал лауреатом танцевального конкурса в Польше. За всем этим стоял педагог-новатор, великий труженик Федор Петрович Богдашкин.

Мы благодарны судьбе за то, что первым директором в нашей школе был настоящий учитель-профессионал. Он уважал коллектив, своих заместителей по учебно-воспитательной работе: И.П. Шитова, Н.С. Корневу, Л.А. Левашову, Л.И. Горшкову, Л.В. Балясникову. Рядом с ним был и известный краевед В.Я. Силенок, автор книг о Рузаевке. Благодарил учителей-фронтовиков Ивана Павловича Шитова, Михаила Михайловича Косырева. С ними вел патриотический клуб.

В 1989 году у Фёдора Петровича открылась новая страница трудовой биографии. Он возглавил педагогический коллектив Рузаевской школы-интерната №1 для детей сирот. На базе интерната было создано впервые в Мордовии и одно из первых в РФ обновлённое учреждение «Детский дом-школа семейного типа». Итог работы человека с мощной трудовой закалкой, умением руководить - школа-интернат стала лучшей в республике.

В 1994 г. Ф.П. Богдашкин назначается директором ПУ-24 в системе начального профессионального образования. В училище опять преобразования, он расширяет круг профессий.

Фёдор Петрович умел оказывать помощь людям незаметно и делал это искренне. В 2006 г. он помог мне в издании учебно-методического пособия «Развитие творческой личности школьника». Отличник народного просвещения РСФСР, СССР ценил учителей, пишущих заметки, методические пособия, книги. Он понимал, что это большой труд. Ф.П. Богдашкин всегда думал о людях, старался помогать педагогам, детям. Да, эти качества присущи только сильной личности, человеку щедрой души. Он не просто жил, а совершал что-то особенное.

Работа в Совете ветеранов

С 16 июля 2010 года Ф.П. Богдашкин - председатель Рузаевского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Федор Петрович проводил огромную патриотическую работу. В этом ему помогали ответственный секретарь В.И. Грязнова и заместители Е.В. Тиунов, Н.П. Мальченков и др. Заслуженный работник образования РСФСР всегда благодарил всех, кто с ним сотрудничал.

Я прекрасно помню его предложение об участии во Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России» в год 70-летия Великой Победы. А когда я привезла ему в феврале 2015 г. в Совет ветеранов три огромные папки с материалом, он встал из-за стола. И даже не поверил, но спросил: «Это все мне? Для конкурса?» Он не ждал ответа. А, как ребенок, радовался. А уже в мае звонил в школу сообщить о нашей победе в номинации «Оплоты единства молодых».

Уже работая в других учебных заведениях, Федор Петрович постоянно интересовался жизнью школы №10. Его яркие выступления в родной школе на муниципальных мероприятиях: «Открытие школьного музея», «День памяти учителей» останутся в сердцах ребят и учителей. 14 апреля 2015 г. он провел большой урок патриотизма «Часовой у Знамени Победы», посвященный 70-летию Великой Победы. К великому сожалению, в нашей школе эта встреча была последней.

Пример истинного патриота родной земли

Ф.П. Богдашкин жил только по совести и учил своих воспитанников заглядывать правде в глаза. Его девиз «Делай так, как велит правда жизни» запомнился всем. Требовательность, любовь к детям, честность, безграничный талант, преданность своему делу были основой педагогического мастерства. Прирожденный педагог полностью отдавал себя работе, детям. Это подвиг учителя, подвиг директора.

15 июля 2015 г. перестало биться горячее сердце талантливого учителя, педагога по призванию, наставника, активного гражданина, общественного деятеля, истинного патриота родной земли. Очень жаль, что он не дожил два года до своего 70-летия.

Да, дело первого директора Федора Петровича Богдашкина продолжили уникальные директора-созидатели: А.Н. Башкайкин, А.И. Рузанкин, В.Р. Ларина и заместители Т.В. Екатеринина, Л.Б. Гулькина, А.А. Гриб, В.Ф. Минеев, С.Д. Малянова, И.В. Кокова, О.В. Курина, И.Р. Волкова, О.А. Филимонова. Сегодня директор Е.В. Комарова и ее заместители С.Ю. Жаренова, И.В. Бычкова стараются сохранить традиции школы. Главным направлением работы во всех учебных программах СОШ №10 является воспитание гражданина своей страны, патриота родной земли.

Талант учителя живет и в его семье. Дело отца Федора Петровича и матери Зинаиды Никитичны продолжили дети: Ольга и Сергей, а также сноха Ольги Федоровны, Виктория Дмитриевна Богдашкина. Все они выбрали профессию учителя. Ольга Федоровна талантливый учитель начальных классов лицея №4, Почетный работник общего образования РФ. Была и методистом учителей района. Сын, Сергей Федорович, начинал трудиться в лицее №4 учителем истории. Затем прошел путь от оперуполномоченного уголовного розыска до начальника криминальной милиции ОВД по Рузаевскому району. В 2010 году он получил назначение на должность заместителя начальника УВД по Саранску. В августе 2010 погиб при исполнении служебных обязанностей.

Надеюсь, что дети, внуки и правнуки напишут новые строчки семейного альбома Богдашкиных. Конечно, дополнят его добрыми делами. А в школе №10 и в других учебных заведениях Рузаевки всегда будет гордо звучать имя лучшего Учителя учителей, директора-первооткрывателя Федора Петровича Богдашкина.

Фаина КИСЕЛЕВА, основатель музея школы № 10