Вопрос-Ответ

Слышала по телевизору, что для тех, кто оказался в сложном финансовом положении во время распространяющегося коронавируса, теперь предусмотрены кредитные каникулы. Подскажите, на каких условиях можно получить отсрочку по кредитным платежам?

Ответ:

Действительно, согласно Федеральному закону от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» заемщику, заключившему кредитный договор (договор займа), в том числе кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, представляется возможность обращения к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода. При этом срок льготного периода определяется заемщиком, однако не должен превышать шести месяцев. Однако чтобы воспользоваться правом предоставления льготного периода необходимо одновременное соблюдение следующих условий: 1. размер кредита (займа) не должен превышать максимальный размер кредита, установленный Правительством РФ: - для потребительских кредитов физических лиц – не более 250 тыс.руб; - для потребительских кредитов, предусматривающих лимит кредитования (кредитные карты) – не более 100 тыс.руб; - для автокредитов – не более 600 тыс.руб; - для ипотечных кредитов – не более 1,5 млн.руб; 2. доходы заёмщика за прошедший месяц снизились более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за 2019 год; 3. на момент обращения заемщика к кредитору в отношении этого же кредита (займа) не действует льготный период, установленный ранее. Заемщик, заявляя такое требование, может рассчитывать на освобождение от обязательных платежей в течение льготного периода, при этом кредитор не вправе начислять неустойку (штраф, пени) за неисполнение обязательств заемщика по оплате кредита в период действия льготного периода. Однако не стоит забывать, что в период кредитных каникул начисление процентов по потребительским кредитам (кроме ипотечных) будет осуществляться по ставке, равной 2/3 от среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита на день направления заемщиком требования.

Прочитала в интернете, что до 2021 года можно не платить квитанции за услуги ЖКХ и при этом не будут начисляться пени за просрочку. Так ли это?

Ответ:

Обязанность оплачивать предоставляемые потребителям коммунальные услуги закреплена законодательно в ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ. Однако для защиты населения от распространения новой коронавирусной инфекции Правительство РФ приняло решение (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 424) о запрете начисления неустоек (штрафов, пеней), а также о запрете приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг в связи с несвоевременной оплатой таких услуг гражданами. Таки меры будут действовать до 1 января 2020 года. Данное правило не освобождает граждан от оплаты коммунальных услуг, а лишь приостанавливает взыскание неустоек (штрафов, пеней), а также запрещает приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг в том случае, если гражданин оказался в тяжелом финансовом положении (в связи с чем не может полностью или частично исполнить обязательство по уплате), или если гражданин испытывает проблемы с дистанционной оплатой выставленных счетов. При этом гражданам рекомендуется не копить задолженность, а обратиться к исполнителю коммунальных услуг и заключить соглашение о рассрочке платежа. Информацию об организации, являющейся исполнителем, можно найти в платежном документе - это может быть управляющая компания, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация, - пояснил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев.

Правда ли, что согласно новому распоряжению председателя Правительства РФ Мишустина М.В. туристам должны вернуть все деньги в случае отказа от путевки за границу?

Ответ:

Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.04.2020 № 898-р «О возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных средств за туристический продукт из средств фонда персональной ответственности туроператора» туроператор обязан вернуть уплаченные за туристский продукт денежные средства в том случае, если путешествие планировалось в период с начала действия ограничений в принимающей стране (если иностранное государство ограничило въезд для иностранных граждан, а также если имеются обстоятельства, свидетельствующие о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, подтвержденные федеральными органами государственной власти) и до 1 июня 2020 года. Денежные средства туристу возвращаются из средств фонда персональной ответственности туроператора.

В марте 2020 года я приобрела невозвратный билет на поезд внутреннего сообщения через кассу ж/д вокзала, поездка должна была состояться 17 апреля 2020 года, однако в настоящее время я передумала ехать в связи с опасениями заразить новой коронавирусной инфекцией. Уточните, пожалуйста, можно ли мне потребовать возврата полной суммы, уплаченной за такой билет?

Ответ:

Согласно официальной информации ОАО «РЖД» пассажиры, которые приобрели билеты на поезд по невозвратному тарифу (если поездка планировалась в период с 1 апреля по 1 июня 2020 года), но вынуждены отказаться от поездки из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, ОАО «РЖД» предоставило возможность отказаться от таких билетов за вычетом сбора за возврат в размере 210 рублей 60 копеек. Если поезд был отменен, то пассажиру вернуть все деньги, без взимания сбора. ОАО «РЖД» также сообщает, что возврат билетов можно осуществить дистанционным способом, обратившись в Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» по телефону 8-800-775-00-00 и заявить о своем желании отменить поездку. Оператор ЕИСЦ зафиксирует данные пассажира и реквизиты отменяемой поездки, а также согласует с пассажиром кассу АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») на вокзале или станции, где при наличии оригинала проездного документа в течение 180 дней с даты обращения можно будет вернуть денежные средства.

Заселился в номер в отеле в 00.15, в 11:00 этого же дня выехал из номера и прошел на стойку регистрации для оплаты проживания. Администратор отеля сообщила мне, что необходимо оплатить стоимость полных суток, так как это предусмотрено внутренними правилами отеля. Расчетный час в данном отеле 12:00. Я был вынужден оплатить, однако считаю, что мои права нарушены. Разъясните, пожалуйста, прав ли отель в данном случае, взяв с меня оплату полных суток проживания?

Ответ:

Нет, действия сотрудников отеля не правомерны. Согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В свою очередь, пункт 29 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 содержит следующее: «При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток». Таким образом, удержание излишней суммы в данном случае незаконно. Для возврата излишне уплаченной суммы Вы можете обратиться к исполнителю с претензией о возврате денежных средств.

Я являюсь дольщиком по договору участия в долевом строительстве. В настоящее время у меня имеются предположения, что сроки передачи квартиры в многоквартирном доме застройщиком будут нарушены (из-за угрозы распространения коронавируса). Скажите, смогу ли я потребовать выплаты неустойки за нарушение указанного срока?

Ответ:

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 423 в период с 3 апреля 2020 года до 1 января 2021 года не начисляется неустойка в случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, а также в случае нарушения дольщиком установленного договором срока внесения платежа участник долевого строительства. Таким образом, в указанный выше период предъявлять требование об уплате неустойки к застройщику неправомерно.

Слышал, что в будущем будет облагаться налогом какая-то часть от вкладов граждан. Разъясните, пожалуйста, насколько эта информация правдива?

Ответ:

Действительно, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» будут облагаться налогом доходы граждан от процентов по вкладам, превышающим 1 миллион рублей (суммарная величина вкладов граждан во всех банках). При этом налогообложение начнется только с 1 января 2021 года, а налог будет подлежать уплате в 2022 году.

У меня через неделю истекает срок поверки счетчика горячего водоснабжения, однако я слышала, что повторные поверки пока проводиться не будут. Разъясните, какие мои дальнейшие действия?

Ответ:

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до 1 января 2021 года приостановлено действие положения подпункта «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя. Таким образом, если в период до 1 января 2021 года срок поверки вашего счетчика истекает, прибор считается исправным и начисление платы будет осуществляться исходя из его показаний.

По вопросам защиты прав потребителей просим обращаться в Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в МО Рузаевка» по телефону 8(83451) 2-46-54 или по адресу: г.Рузаевка ул. Луначарского д.181, 2 этаж, 3-4 кабинет. Консультация бесплатна.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Главный врач Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в МО Рузаевка» Д.Н. Попов