Вопрос- ответ

«Получил в наследство земельный участок в деревне. У него не установлены границы. На территории имеется старый забор. На каком основании будут сейчас устанавливаться границы – что берется за основу?».

Отвечает начальник отдела государственной службы и правового обеспечения Управления Росреестра по РМ – Андрей Петрунин. Безусловно, вы должны показать свой участок, который хотите отмежевать, кадастровому инженеру. Но подготовить межевой план только на основании ваших слов и пожеланий недостаточно. В заключении, которое делает кадастровый инженер, он должен обосновать, почему он установил границы именно в этом месте.

Установление границ уже существующих земельных участков производится на основании трех факторов:

1) сначала смотрятся сведения, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок; 2) если такой документ отсутствует – смотрятся сведения, содержащихся в документах, определявших местоположение земельного участка при его образовании;

3) если и этого документа нет, то за основу принимаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Вопрос

«В условиях изоляции граждан и ограничений передвижений можно ли подать документы на регистрацию недвижимости обычной почтой и по электронной почте?».

Ковалев, Саранск

Отвечает начальник отдела государственной службы и правового обеспечения Управления Росреестра по РМ – Андрей Петрунин.

Что касается подачи документов обычной почтой – то можно и сегодня и было можно уже много лет. Только тут необходимо соблюсти условия. Заявление на регистрацию должно быть по форме (см. в сетях КонсультантПлюс и ГАРАНТ), утвержденной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920. Подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально! Если вы обращаетесь на регистрацию не первичного права а сделки – то и сама сделка тоже должна быть удостоверена нотариально.

Что касается подачи документов по электронной почте – то такого не предусмотрено. В электронном виде документы можно подать только через личный кабинет на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/). При этом податель документов должен иметь электронную подпись. Подаваемые в электронном виде документы должны быть заверены электронными подписями лиц, подписавшими их на бумаге.

Вопрос

«Хочу купить квартиру. Продавец показывает «старое» свидетельство о регистрации на нее. Можно ли убедиться – что он действительно остался собственником? Ведь прошло много лет».

Отвечает начальник отдела государственной службы и правового обеспечения Управления Росреестра по РМ – Андрей Петрунин. Не можно, а нужно. За время, когда было выдано свидетельство о регистрации права на квартиру, собственник, действительно, мог смениться. Кроме того, на квартиру могут быть наложены какие-либо аресты и ограничения. Поэтому благоразумный покупатель не купит квартиру «не глядя».

Вы можете даже не просить продавца получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости на квартиру. Любой человек может получить выписку на любой объект недвижимости. Для этого надо знать его кадастровый номер или точный адрес. И для получения выписки необязательно идти в МФЦ. Ее можно запросить на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Получение сведений из ЕГРН». После проведения оплаты Вам придет электронная выписка из которой Вы увидите – и кто хозяин сейчас на квартиру и есть ли на нее аресты и т.д. Кстати, получение выписки через интернет несколько дешевле, чем через МФЦ.