Наш знаменитый земляк

Яков Петрович Рябов ­ видный государственный политический деятель. Он занимал должности секретаря ЦК КПСС (1976­1979), первого заместителя Председателя Госплана СССР (1979­1983), Председателя Государственного Комитета по внешнеэкономическим связям СССР (1983­1984), заместителя Председателя Совета Министров СССР (1984­1986), Чрезвычайного и Полномочного посла СССР во Франции (1986­1990), депутата Верховного Совета СССР, депутата и члена Президиума Верховного Совета РСФСР, члена Совета обороны СССР. Яков Петрович ­ кавалер трех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета» и множества других наград, лауреат, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, автор семи книг, двух монографий, более 150 научных печатных трудов.

ИЗ ШИШКЕЕВА ­ НА УРАЛ

Яков Петрович Рябов родился 24 марта 1928 года в селе Шишкеево. Семья была большая: отец Петр Тимофеевич, мать Ксения Семеновна, дети: Матвей, Алексей, Леонид, Яков, дочь Татьяна. Яков был самым младшим. Жить бы им здесь да жить, но началась коллективизация, и Рябовы, чтобы не попасть под раскулачивание, по вербовке уезжают на Урал. ­ Мне было два года, когда родители в 30­ом году переехали на строительство «Уралмаша», ­ вспоминает Яков Петрович. Его отец работал слесарем, плотником, мать – штукатуром и маляром. Старший брат тоже на стройке, а трое младших учились в школе. В 1936 году, в период отпуска родителей, вся семья приезжала в Шишкеево. Самостоятельно Яков Петрович первый раз в Шишкеево приезжал после войны, в 1947 году, а когда началась война, он был семиклассником. Старшие братья ушли на фронт (двое погибли). Он сначала работал в сельском хозяйстве Туринского района Свердловской области, а с октября 1942 года ­ токарем, карусельщиком, сверловщиком на «Уралмашзаводе». В 1946 году, после окончания техникума, получает направление на Уральский турбомоторный завод, где прошел путь от техника­конструктора до начальника конструкторского отдела, работал начальником ведущего цеха, секретарем парткома завода. Создавал современную по тому времени оборонную технику и энергетическое оборудование, в т.ч. мощные паровые теплофикационные турбины. За что получил свой первый орден «Знак Почета».

От секретаря обкома­ до секретаря цк КПСС

В 1952 г. Я.П. Рябов без отрыва от производства окончил Уральский политехнический институт. С 1960 по 1963 гг. работал первым секретарем Орджоникидзского райкома, с 1963 по 1966 гг. – первым секретарем Свердловского горкома, с 1966 по 1976 гг. – вторым, а затем первым секретарем Свердловского обкома КПСС. В те годы по поручению Политбюро ЦК КПСС был снят документальный фильм о стиле и методах его работы как первого секретаря обкома партии. ­ Я уже работал первым секретарем Свердловского обкома партии, когда танкостроители «Уралвагонзавода» готовились к выпуску танка Т­72. На его пути встал секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов, ведавший вопросами оборонной промышленности и всего военно­промышленного комплекса, ­ вспоминает Яков Петрович. ­ Он поддерживал харьковчан и заявлял, что уральский танк не нужен, в серии идет танк Т­64. Танковая «баталия» продолжалась долго, пока Я.П. Рябову не позвонил Л.И. Брежнев. После телефонного разговора Генеральный секретарь ЦК КПСС поручил министру обороны Гречко разобраться. «Леонид Ильич! – скорым временем ответил Гречко. – Мне надоели устиновские «карусели». Я, как министр обороны и член Политбюро, заявляю, что танк Т­72 Вооруженным силам необходим, мы принимаем его на вооружение». Л.И. Брежнев его поддержал. Конвейер по производству танков заработал не только в Нижнем Тагиле. Через некоторое время Т­72 начали производить в Югославии, Польше и Чехословакии.

КУРИРОВАЛ ВОЕННО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

26 октября 1976 года Я.П. Рябова избрали секретарем ЦК КПСС. Поручено было заниматься вопросами, которые вел Д.Ф. Устинов. Кабинет определили на Старой площади. В этом же здании работали Брежнев, Суслов, Кириленко, Кулаков, Черненко. В первые три месяца работы в ЦК КПСС, посетив десятки КБ и НИИ, ряд республик и областей, разобрался с работой множества заводов и военных подразделений, побеседовал с сотнями высококвалифицированных специалистов, учеными, руководителями министерств и ведомств, генералами и адмиралами. Только краткий перечень военной техники того времени говорит о том, какой научный потенциал и огромнейший производственный аппарат был задействован для создания невероятно сложной и наукоемкой оборонной и гражданской техники: военные самолеты ТУ­160, ТУ­22М3, Су­27, МиГ­29 и МиГ­31; крылатые ракеты; гражданские самолеты – АН­124, ИЛ­96, ТУ­204, ЯК­42, формировали производство танка Т­80, а также БМП­12, модернизировали стратегические ракеты средней дальности «Пионер» и разрабатывали современный «Тополь», работали над модернизацией стратегических твердотопливных ракет с разделяющими головными частями, способными поразить практически любой наземный объект в любой точке планеты.

«МОЙ XX ВЕК»

Обо всем этом Я.П. Рябов пишет в книге «Мой ХХ век». Пишет увлекательно, интересно. Нет, никому не отнять того, что делал наш земляк на вершине власти, создавая вместе с лучшими умами ядерный щит великой державы – СССР. Он самостоятельно работал с министрами оборонных отраслей и химического комплекса, определял узкие места и решал проблемы, давал поручения, совместно с ними готовил постановления ЦК и Совмина. В ЦК Яков Петрович курировал еще один отдел, который доставлял немало проблем, – это отдел Административных органов ЦК. В него входили все силовые структуры, в т.ч. КГБ, МВД, Верховный Суд, Генпрокуратура… Не менее плодотворно складывалась деятельность Я.П. Рябова и на других высоких государственных постах. Работая в директивных органах страны, Яков Петрович искренне помогал Мордовии в решении многих жизненно важных проблем: в выделении средств на строительство жилья, социальных и культурно­бытовых объектов. Я.П. Рябов живет в Москве, но рузаевцы всегда гордились и продолжают гордиться своим прославленным земляком!