Ответственная и многогранная работа

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

Отдел ЕДДС Рузаевского района, который функционирует на базе Специального центра обслуживания, является органом повседневного управления 4 категории, численность населения на обслуживаемой территории - 60 088 человек. Общее руководство отделом осуществляет глава района Александр Юткин.

Штатная численность ЕДДС - 6 человек, в оперативной дежурной смене - 2 сотрудника. Возглавляет нашу Единую диспетчерскую службу ответственный и трудолюбивый человек Альбина Калашникова.

Фронт работ огромен и не ограничивается приемом и обработкой сообщений от населения. В обязанности диспетчеров входит ряд мероприятий. Они контролируют обстановку у взаимодействующих организаций, передают данные прогноза погоды и указания руководства района на все предприятия.

При выявлении нарушений, влияющих на безопасность людей, а также на качество предоставляемых услуг ЖКХ, принимаются меры по их устранению, доклады направляются непосредственно главе Рузаевского района и в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по РМ.

Ежедневно диспетчеры службы аккумулируют и сообщают всю информацию о происшествиях за сутки, плановых отключениях систем жизнеобеспечения, различного рода предупреждениях.

Они всегда в курсе всех событий, происходящих в районе. Сотрудники ЕДДС располагают сведениями в том числе о количестве техники и специалистах, задействованных в уборке дорог.

Заключены соглашения о порядке взаимодействия и информационном обмене с 22 службами и организациями города. Анализ поступающей информации позволяет определить параметры качества предоставляемых услуг.

Ответственна, многогранна и незаметна для глаз простого обывателя работа сотрудников ЕДДС. А ведь от оперативности их действий, правильно принятых решений и своевременности привлечения различных служб при пожарах, происшествиях, несчастных случаях, повреждениях коммунальных сетей зачастую зависит безопасность, а иногда и жизнь людей.  

Следует еще раз разъяснить назначение этой диспетчерской службы. Здесь существует несколько пунктов, но упомянем самый главный, касающийся непосредственно граждан:

- прием от населения и организаций сообщений о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу жизнедеятельности населения (ДТП, пожары, крупные нарушения на системах ЖКХ, наводнения, обрушения зданий, распространение инфекционных заболеваний человека и животных, человек в опасности). В частности, диспетчеры ЕДДС принимают сообщения о вызовах экстренных служб - скорой помощи, пожарной части, полиции, службы газа и электроснабжения, а также сообщения о беспризорных животных, беспилотных летающих объектах и другие.

Экстренный номер ЕДДС: 2-18-10.

Несмотря на то что диспетчеры отвечают на любой звонок, следует представлять основной круг решаемых ими задач и воздержаться от звонка без веской на то причины. ЕДДС не реагирует и не дает информации по следующим обращениям:

- просьбы сообщить номера телефонов организаций, частных лиц, сотовых операторов. Для решения подобных вопросов нужно воспользоваться телефонным справочником. Исключение составляют только стационарные и короткие номера экстренных служб;

- другие личные проблемы граждан: потек кран, перегорела лампочка в подъезде, убежала собака соседей, просьба очистить от снега личную придомовую территорию и т.п. Такие вопросы решаются гражданами лично либо через ТСЖ (обслуживающую организацию), либо путем обращения к уполномоченным специалистам администраций;

- вопросы, требующие безотлагательного принятия мер, не являющихся экстренными, например, укусы клещей;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий (ЕДДС не имеет собственной техники и оборудования, а является только контролирующим и координирующим органом);

- претензии к работе организаций, служб в части, не касающейся экстренного реагирования.

С начала 2024 года оперативными дежурными ЕДДС Рузаевского района принято и обработано 7 880 сообщений от населения и дежурно-диспетчерских служб. Количество обращений резко увеличивается при массовых отключениях коммунальных ресурсов и неблагоприятных погодных условиях. В такие периоды Единая дежурно-диспетчерская служба усиливается дополнительным оперативным дежурным.

Так, 16-20 января текущего года в связи с неблагоприятными погодными условиями в Рузаевском районе произошло отключение электроэнергии. Более 3 000 обращений поступило в ЕДДС, почти все были связаны с массовым обесточиванием населенных пунктов, что повлекло нарушение функционирования котельных, отключение теплоснабжения, ХВС, объектов социальной сферы и сельхозпредприятий.

С наступлением паводка 2-4 апреля поступило 177 обращений от жителей Рузаевки и населенных пунктов Красный Клин и Татарская Пишля. Все они были своевременно отработаны.

Дополнительно на базе ЕДДС создан Центр обработки вызовов системы 112. Оперативные дежурные осуществляют прием и обработку сообщений о происшествиях, поступающих по номеру «112» с территории района, а также анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования.

В целях обеспечения передачи на территории района сигналов оповещения или экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией района заключены соглашения с операторами сотовой связи, в рамках которых осуществляется взаимодействие сторон путем SMS-рассылки на абонентские устройства пользователей экстренной информации о возникающих опасностях и правилах поведения населения.

В целях мониторинга термических точек, возникающих в пожароопасный период, МЧС России разработало информационный портал доведения данных о таких местах для работы диспетчеров ЕДДС и мобильное приложение. Оно является платформой для визуального отображения данных, полученных с применением системы космического мониторинга.

Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специальной программе, разработанной МЧС России.

Практическая работа личного состава диспетчерской службы ведется в соответствии с документами, регламентирующими его деятельность.

В целях своевременного предупреждения, а также реагирования на возможные происшествия, в частности во время паводка, в работе ЕДДС применяются различные информационные системы и ресурсы.  Также ведется собственная страничка в соцсети ВКонтакте.