«Не дайте себя обмануть!»

За последние несколько лет на территории России, в том числе и в нашем регионе, наблюдается рост телефонного мошенничества. Ежедневно злоумышленники придумывают новые способы кражи денежных средств с банковских карт. Как не стать жертвой обманщиков? Об этом мы поговорили с ведущим специалистом сектора экономической безопасности Мордовского отделения Сбербанка Дмитрием Ламзовым.

- Дмитрий Вениаминович, насколько актуальны вопросы кибербезопасности для Сбербанка?

- Вопрос защиты средств наших клиентов является одним из самых важных и главных для сотрудников банка. Ежедневно представители государственных структур и бизнеса, а также граждане нашей республики сталкиваются с множеством киберугроз, мошенники наращивают давление, их атаки становятся все более технически продвинутыми и изощренными. За последние несколько лет на территории России наблюдается рост числа дистанционных преступлений - телефонного мошенничества, которое реализуется методами социальной инженерии. Каждое третье преступление в России - правонарушение в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. 91% россиян хоть раз, но сталкивались с попытками мошенничества.

- Расскажите о методах, которые чаще всего используют мошенники?

- Методы и приемы, используемые злоумышленниками, постоянно совершенствуются. Сейчас они активно используют для своих атак не только сотовую связь, но и мессенджеры.

Меняется и характер угроз. Так, если 2020 год ознаменовался покушениями на личные сбережения граждан (т.е. вклады, накопления), то с 2021 года мошенники под различными предлогами заставляют людей оформлять кредиты и переводить деньги на так называемые «безопасные», либо «защищенные» счета. 2022 год запомнился тем, что в дополнение к кредитным и личным денежным средствам, злоумышленники стали убеждать своих жертв продавать жилье.

Также мошенники начали использовать видеозвонки через мессенджеры, чтобы человек видел, с кем он общается. Для того, чтобы клиент поверил звонящему, они надевают форму правоохранительных органов любого ведомства, и вводят в стрессовую ситуацию людей, которые верят звонящему и делают все по его указаниям.

Важно стараться не говорить много по телефону, отвечать односложными уклончивыми фразами, потому что мошенники взяли на вооружение нейросети, которые позволяют сгенерировать речь говорящего, имея исходный материал (запись голоса). То есть, из него извлекается интонация, тембр, особенности произношения. В итоге, можно сделать то, что необходимо обманщикам - создать поддельный голосовой файл.

- А какие инструменты использует Сбербанк для защиты своих клиентов от кибермошенников?

- В первую очередь это аналитические инструменты по выявлению и пресечению мошеннических операций в отношении физических лиц - держателей банковских карт, так называемая антифрод-система. Ею обеспечено 100% покрытие каналов обслуживания: интернет-банкинг, банкоматы, эквайринг и т.д. В настоящее время антифрод-платформа Сбербанка интегрирована в антифрод-платформы ключевых операторов связи и торговыми площадками. В случае выявления признаков мошенничества банк в онлайн-режиме получает соответствующее уведомление. По итогам обработки события платформой выдается вердикт: провести операцию, заблокировать или отправить на дополнительную проверку. Благодаря работе антифрод-платформы пресекается 99,6% мошеннических операций по картам и счетам клиентов Сбера.

Летом 2023 года на территории Волго-Вятского банка Сбербанка, куда входит и Мордовское отделение, впервые по всей системе Сбера инициирован проект по выявлению клиентов, потенциально находящихся под воздействием третьих лиц. По итогам проведенной работы в регионах обслуживания ВВБ было предотвращено 139 фактов мошенничества в отношении клиентов.

- Часто мы слышим, что жертвы кибермошенников обращаются в банк, снимают со вкладов все деньги и берут кредиты, чтобы отдать их преступникам. Каким образом ведется работа по предотвращению таких ситуаций в офисах банка?

- Сотрудники филиальной сети банка при обслуживании клиента обращают внимание на признаки нахождения человека под влиянием третьих лиц. В случае подозрений они стараются сами разговорить клиента, при необходимости - подключают сотрудников службы безопасности и полиции. В результате совместной работы сотрудников Управления безопасности Волго-Вятского Банка и филиальной сети в 2023 году предотвращен ущерб клиентам ВВБ на сумму более 200 млн рублей. По Мордовскому отделению за 2023 год предотвращено хищение денежных средств у клиентов банка на общую сумму более 26 млн рублей.

- Какие советы Вы можете дать нашим читателям? Как не стать жертвой мошенников?

- Хочу напомнить основные правила кибербезопасности: данные по карте (полный номер, срок действия, cvc/cvv-код), смс-пароли - это ваша личная информация. Если к вам обратились по телефону или через мессенджер, и под различными предлогами пытаются узнать эти данные, другую персональную информацию, предлагают поучаствовать в операции по задержанию преступников, оформить кредит или снять накопленные средства для последующего их зачисления на «безопасный счет», продлить срок действия СИМ-карты, личного кабинета портала «Госуслуги» - это явные признаки мошенничества. Прекратите общение, положите трубку, кем бы звонивший не представлялся: сотрудником службы безопасности банка, МВД, ФСБ или еще какого-либо ведомства.

Хочу ещё раз предупредить жителей Рузаевки: будьте бдительны, вступая в диалоги с незнакомцами. Сотрудники любых ведомств не звонят клиентам с требованием перевести деньги на другие счета. Так действуют только преступники!

Если информация, которую вам сообщили, вызывает сомнение или тревогу, обратитесь в ближайший офис банка или по номеру 900. Не дайте себя обмануть!

- Дмитрий Вениаминович, спасибо Вам за очень важную и полезную информацию!

Вопросы задавала Надежда ПОДЛИПАЛИНА