Районные газеты реализуют проекты ПФКИ

В этом году в городе Краснослободске впервые реализуется проект под названием «Краснослободск. Неизвестная Родина», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Сумма гранта 2526450, 40 рублей. Грантополучатель «АНО «Редакция газеты «Красная Слобода».

Проект включает в себя бесплатные образовательные курсы для школьников города в двух направлениях - Кинолаборатории, Театральной лаборатории, издание книги «Краснослободск пешком: от Севастьяновых до Прамы и Мокши», создание выставки «Лица прошлого и настоящего», а также серии открыток для туристов «Sms-ки на бумаге». Кроме того, вместе с учениками двух лабораторий будет снят документальный фильм о Краснослободске и выпущен спектакль о жизни Севастьяновых, об их встрече с Пушкиным. Недавно в рамках проекта прошло два конкурса -конкурс стихов о городе, и конкурс на лучшее прочтение этих стихов учащимися Театральной лаборатории. Победители читали стихи в день города, в 95-летие района с главной сцены.

Куратор проекта Владимир Липилин – журналист, фотограф, сценарист.

«Как это ни странно, но проект «Краснослободск. Неизвестная Родина» начался с основателя «Икеи» Феодора И́нгвар Кампрада. В Краснослободске я прожил первые 17 лет своей жизни, затем окончил МГУ им. Н.П. Огарева, отделение «Журналистика», после этого вообще уехал из Мордовии. Работал в журнале «Огонек», в газете «Гудок», у Михаила Леонтьева в журнале «Однако», у Андрея Колесникова в журнале «Русский Пионер». Окончил Нью-Йоркский институт фотографии, писал для газеты «Чикагское обозрение» репортажи о российской глубинке на русском языке, потом телевидение, но дело не в этом. Однажды я брал интервью у основателя «Икеи» (он приезжал в Москву) и в числе прочих вопросов задал дежурный, что явилось толчком, отправной точкой для его дела. И он так спокойно ответил: «Есть такой городок в Мордовии, Краснослободск. Там в 19 веке жил купец первой гильдии, на то время глава города Иван Севастьянов. Так вот, когда Краснослободск сгорел почти дотла в 1821 году, он все свои сбережения пожертвовал людям. Без пафоса, просто отдал и все. И я захотел также. Делать что-то непротивное мне и помогать людям в трудные моменты». Сказать, что я впал в ступор – ничего не сказать. Потом мы с ним сидели еще час, вместо запланированных 20 минут, и переводчик дымился.

Мне кажется, это признак не российской даже ментальности, общечеловеческой. Предки становятся по-настоящему нам интересны, когда ни за что на свете мы не можем с ними поговорить. Только уехав из Мордовии, я стал интересоваться ее историей, историей своей малой родины. И удивился тому, насколько Краснослободск интересен был и есть. Какие в нем происходили события и какие жили люди. А я будто мимо обоев ходил. И тут, конечно, мне попался гениальный учитель – краснослободский краевед Анатолий Владимирович Лютов. 19 августа, в день города и района, он, как и Иван Севастьянов, стал Почетным гражданином города. Он всю жизнь учитель. Был учителем музыки, затем литературы и русского языка, а потом пришел в историю и остался в ней на 40 с лишним лет. Краснослободск когда-то был испещрен подземными ходами. Анатолий Владимирович погружался в них, его заваливало не раз, но он выбирался, а наутро лез туда снова. Сам он говорит, что ему помогали занятия каратэ, даже не в физическом плане, а в моральном. Иногда он шутит, что до сих пор чувствует себя самураем. Это очень необычный человек, он достояние не только Краснослободска и не только Мордовии. И я очень рад, что он наш главный консультант в проекте.

Так вот, однажды мы провели опрос среди жителей города разных возрастов и выяснили, что жители не знают простейших вещей о городе. Место, в котором люди живут, по большому счету, для них неизвестно. Это ненормально. У людей нет ни культурной, ни географической идентичности. Тогда я предложил главному редактору «Красной Слободы» Юрию Тябину этот проект. Чтоб дети, большая часть из которых, чего греха таить, собирается после школы, как и я, уехать из города, чуть раньше, чем я узнали, что они жили не в какой-то провинциальной, как говорится «дыре». Ведь, делая спектакль, снимая кино о прошлом и настоящем, о людях прошлого и настоящего, ты же все равно снимаешь кино, по сути, о себе, о своем отношении к местности, ты проживаешь это время интересно и осмысленно, соотносишь, сопоставляешь, задумываешься. А еще ты постоянно растешь. Помимо того, что, посещаешь места, в которых может быть никогда не был, узнавая о них, ты просто вынужден постигать еще массу разных дисциплин. Допустим ту же психологию. Как без нее делать интервью? Для ребят это большое приключение. Но и работа. Мы набирали по 15 человек в две лаборатории. Сейчас осталось не более 8 в каждой. Это нормально. Многие потом сознались, что пришли в проект потому, что им обещали поставить отработку. Я сначала разозлился. А потом и дети остались, и я подумал, а ведь и это тоже кино. Тоже наша жизнь, документальность. Реализуй мы проект в прошлом году, он был бы совершенно другим. Потому что дети были бы другие, все другое. В этом ценность проекта. Такого лета ни у меня, ни у ребят уже никогда не будет, да и у города тоже. Преподавателем в Кинолаборатории являюсь я и потрясающий режиссер, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения России, креативный директор Свердловской киностудии Евгений Григорьев. Театральную лабораторию ведет актриса и режиссер Гелена Юсупова, сцену речи у ребят преподавал радиоведущий с многолетним стажем, актер Государственного театра кукол РМ Эдуард Варданян. Также к нам приезжал из Москвы студент третьего курса Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, уроженец Саранска, Иван Кирюхин.

Теория закончилась, мы уже начали снимать интервью друг с другом, с горожанами, снимать виды города, портреты. В Театральной лаборатории с сентября начинаем подготовку к спектаклю о том периоде, когда Краснослободск сгорел, когда Иван Севастьянов пожертвовал на его восстановление все свои деньги, когда взял в свой дом на постоянное обеспечение 7 семей. И том периоде, когда его сын Константин, дипломат, посол, привез в их дом, правда, не в Краснослободске, а в Шатках, Пушкина. И старший Севастьянов якобы рассказал ему о пострадавшем во время «пугачевщины» помещике по фамилии Дубровский».

#РузаевскиеНовости #ДоброВоБлаго #ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты #НКО #ГражданскоеОбщество #Рузаевка #Саранск #Мордовия #ПФКИ #ПрезидентскийФондКультурныхИнициатив