Дорога ошибок не прощает

Ежегодно с наступлением тёплых дней на дорогах появляется множество любителей двухколесной техники. Среди них, конечно же, не только велосипедисты, но также обладатели мопедов, скутеров и мотоциклов. Для многих детей и подростков вышеперечисленные технические средства передвижения - это желанный подарок и любимое увлечение. Но нельзя забывать, что это еще и средство повышенной опасности, способное разгоняться до 55-60 км/ч и быстрее. При этом двухколесная техника менее устойчива, чем четырехколесный транспорт, а его водитель более уязвим.

Перед тем как садится за руль мотоцикла или мопеда, подростку необходимо выучить Правила дорожного движения (особое внимание обратив на тот раздел, который касается дополнительных требований к движению мотоциклистов, а также велосипедистов,) пройти обучение в авто- или мотошколе и получить водительское удостоверение категории М или А1.

Наиболее популярен мотоцикл, мопед или скутер в сельской местности. Мотоцикл очень мобилен, проедет по любой грунтовой дороге с горками и ямами. Многие, не задумываясь о последствиях, дарят любимому чаду к совершеннолетию такое транспортное средство. Кроме того, наверняка у кого-то в сараях еще хранится «древняя» техника советского производства с «перетертыми» тормозами и другими неполадками. Подростки в деревнях в 14-15 лет (возможно, раньше) уже садятся на мотоциклы. Они обычно гоняют с большой скоростью, без шлемов и прав. Устраивают своего рода состязания, чтобы на звук распознать друг друга. В ходе рейдов, проводимых ГИБДД, проверяются состояние техтранспорта и документы. Но, несмотря на все предупреждения, информацию в СМИ, профилактику ДТП, продолжает выявляться огромное количество нарушителей.

Часто дорожно-транспортные происшествия с участием мотоциклов происходят из-за их неисправного технического состояния. Ремонтируют их сами подростки, а о мотошлемах они «благополучно» забывают. В то же время статья 12.6 КоАП РФ гласит: «Водитель обязан при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема». Не всем по нраву в жаркую погоду «париться» в шлемах, однако это правило необходимо жестко выполнять, ведь речь идет о человеческой жизни. Так же почему-то у молодых людей бытует мнение, будто бы учеба на курсах и водительское удостоверение не обязательны для мотоциклиста.

ГИБДД напоминает, что управлять мопедом с объемом двигателя до 50 куб. см могут только достигшие 16-летнего возраста и имеющие водительское удостоверение категории «М» или иной другой категории. Управлять легким мотоциклом с объемом двигателя от 50 до 125 куб. см имеют право достигшие 16-летнего возраста при наличии водительского удостоверения категории «А1». А вот управлять мотоциклом с объемом двигателя от 125 куб. см имеют право только лица, достигшие 18-летнего возраста и имеющие водительское удостоверение категории «А». При этом мотоцикл должен иметь государственные регистрационные знаки, а водитель - полис ОСАГО и свидетельство о регистрации ТС. На голове водителя обязательно наличие застегнутого мотошлема. Без водительского удостоверения выезжать на дороги общего пользования нельзя.

Водители мотоциклов обладают теми же правами и обязанностями, что и водители четырехколесного транспорта. А для водителей мопедов существует ряд особенностей и дополнительных ограничений, которые изложены в главе 24 ПДД РФ «Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности».

Самая распространенная причина ДТП среди мотоциклистов (как, впрочем, и автомобилистов) - нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения на опасном расстоянии перед приближающимся транспортом. Здесь не спасает ни быстроходность мотоциклов новейшего поколения, ни их маневренность. В этом случае очень справедлива поговорка «тише едешь - дальше будешь». Выходя из дома и садясь за руль, еще раз убедитесь, хорошо ли застегнули шлем, в исправности ли мотоцикл, проверьте наличие водительского удостоверения.

За нарушение ПДД подростки могут быть привлечены к административной ответственности, согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Административная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но если ребенок младше 16 лет, не имеющий водительского удостоверения, будет остановлен инспектором ГИБДД, то ответственность за него будут нести родители. Информация о выявленном нарушении передается в инспекцию по делам несовершеннолетних, и в дальнейшем такой подросток может быть поставлен на учет, а его родители - привлечены к ответственности по статье 5.35 Административного кодекса - «Неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

А за реальными примерами нарушения подростками ПДД далеко ходить не нужно, можно сказать, что они всегда под рукой.

3 июля около 10 часов утра в городе Рузаевке на ул. Маяковского несовершеннолетний водитель Н. 2005 г.р., проживающий в селе Трускляй, не имея водительского удостоверения на право управления транспортным средством, нарушил правило расположения мопеда на проезжей части дороги. В результате этого подросток совершил столкновение с машиной марки «Ауди», принадлежащей жителю Рузаевки.

19 июля в 19.30 на улице Советской села Татарская Пишля водитель Л., управляя личным автомобилем марки «ВАЗ 21114», совершил наезд на несовершеннолетнего пешехода, который пересекал проезжую часть дороги в неустановленном месте на самокате. В результате ДТП получившему травму несовершеннолетнему пешеходу оказана медицинская помощь.

На самом деле примеров ДТП с участием подростков гораздо больше, среди которых, к огромному сожалению, есть и смертельные. А ведь избежать трагедии достаточно просто: знать и строго соблюдать правила дорожного движения, быть предельно внимательным на дороге.

Начальник ОГИБДД ОМВД России по Рузаевскому району подполковник полиции Геннадий Травкин:

- Призываем родителей отказаться от покупки скутера для своего ребенка, если у него нет соответствующего водительского удостоверения. Это сохранит подростку жизнь и здоровье. Если же он уже прошел обучение в автошколе и имеет водительское удостоверение, то необходимо осуществлять постоянный контроль за его передвижением на мототранспорте. Любой участник дорожного движения, независимо от возраста, должен помнить: дорога ошибок не прощает.

Подготовила Лия САВЕЛЬЕВА