Хорошая гармонь способна исцелять душу и тело

На страницах «Рузаевской газеты» мы продолжаем рассказывать о талантливых земляках. Татарская Пишля - самое большое село нашего многонационального района. Здесь проживают радушные, гостеприимные и любящие свое дело люди. Среди них самобытный самородок Равиль Кулаев. 63-летний мужчина не только виртуозно играет на гармони и баяне, но и собрал большую коллекцию музыкальных инструментов, которая на сегодняшний день насчитывает около 100 экземпляров.

Я познакомилась с одаренным гармонистом 5 лет назад, когда в первый раз побывала у него в гостях. Тогда еще, помню, сильно удивилась его огромной коллекции музыкальных инструментов, привезенных из разных уголков страны. Ливенки, хромки, тальяночки, черепашки, гармошки казанские, шуйские, вятские, тульские, белорусские, мастеровые, двухрядные горьковские гармони, русские, кустарные, заводские и татарские баяны, фабричные, 2-х, 3-х, 4-голосные - всех и не перечислишь. Все они сделаны на заказ или найдены на чердаках друзей, родных и односельчан. Только играющих гармоней у Равиля около 45 штук. Они занимали всю его комнату. Самому старому инструменту более ста лет. Это уникальная шестипланковая гармонь, отличающаяся от остальных по отделке, подъему и звучанию.

Тогда мне совсем не хотелось покидать своего интересного собеседника. До позднего вечера я сидела в гостях у талантливого гармониста, долго с ним разговаривала и с большим удовольствием слушала исполнение его оригинальных национальных наигрышей. А уходила с хорошим настроением и новыми светлыми чувствами. Скоро узнаете почему. Обо всем по порядку.

Этого колоритного татарина в национальной тюбетейке, с гармошкой в руках и неизменным спутником - уникальным свистком-соловьем, многие рузаевцы, а также жители региона хорошо знают по муниципальным и республиканским фестивалям «Играй, гармонь!». Уроженец Татарской Пишли даже был удостоен звания самого оригинального исполнителя народных наигрышей Мордовии.

Также Равиль Кулаев является активным участником республиканского национального фольклорного праздника «Сабантуй» в Лямбире, межрегионального фестиваля национальной культуры «Кургоня» и многих других мероприятий. В этом году он принял участие в празднике трех культур «Память народов в силе традиций», проходившем в Татарской Пишле.

Оказывается, первым музыкальным инструментом Равиля Кулаева была гармонь отца. Именно на ней он сначала научился играть, потом подбирать различные мелодии и импровизировать.

- Когда мой отец, Ибрагим Алиевич, играл на казанской гармони, и она начинала заливаться такими замысловатыми мотивами, тело бросало в жар, а кожа покрывалась мурашками. В его руках «казанка» просто оживала. Так хорошо он на ней играл, - вспоминает Равиль Кулаев. - В шесть лет отец решил научить и меня подбирать мелодии на своем инструменте. Но гармонь никак мне не поддавалась. От того, что звуки не хотели выстраиваться в мелодии, у меня наворачивались слезы на глаза. Видя все мои неудачи, отец посоветовал не мучить ни себя, ни гармонь, все время повторяя, что у меня все равно ничего не получится. Не знаю, может быть, он специально мне так говорил, чтобы я постарался. Как сейчас помню, в нужные отверстия «казанки» он приклеил кусочки газеты с обозначениями, на какие клавиши следует нажимать, а с помощью ниток привязывал свои пальцы к моим пальцам, и учил, учил, учил. И то ли это нехитрое пособие помогло, то ли врожденное упорство сказалось, только «казанка» запела. Несколько раз я бросал занятия, но потом все-таки сам взял в руки гармонь, которой сейчас около ста лет. Долгое время - и днем, и ночью - пытался извлечь из нее музыку. Признаюсь, было много неудач. Но, то ли мое татарское упорство, то ли постоянные отцовские уроки с помощью ниток и бумажек помогли, но через некоторое время пошла нужная мелодия. Моей радости не было предела! Четыре дня без перерывов на крыльце родительского дома я учил «Барыню», затем отец научил меня играть национальные татарские наигрыши и другие мелодии. После этого уже начал осваивать двухрядную гармонь, а за три дня научился играть на «Чайке черной».

А еще отец показал, как правильно растягивать и собирать меха, подбирать нужные ноты, а главное - чувствовать красоту звучания народного инструмента.

Шли годы. Репертуар юного музыканта пополнялся все новыми и новыми мелодиями. В 12 лет гармонист-самоучка уже играл на свадьбах, параллельно ходил в танцевальный кружок. В то время все рабочие, возвращающиеся после смены с пичкиряевской электрички, часто слышали, как играет тат-пишленский паренек.

Получив в училище специальность наладчика станков и оборудования, юноша уехал служить на Южный Урал. В армии Равиль Кулаев также много играл на гармони, а вернувшись, еще больше времени стал уделять своему любимому увлечению.

Равиль Кулаев восхищает зрителей республики виртуозной игрой на гармонях всех мастей, а еще - аккордеоне, баяне, губных гармошках, дудках, свистках, детских нотках и других музыкальных инструментах. За артистическую многоплановость коллеги даже прозвали его «человеком-оркестром».

Р.И. Кулаев не только виртуозно играет на гармонях и баянах, он еще фантазер-изобретатель музыкальных инструментов. Его своеобразной визитной карточкой стал уникальный свисток-соловей под названием «Сандугач», который он смастерил из подручных материалов в 1998 году, когда пас стадо. Самодельный инструмент звучит настолько похоже на птичий щебет, что окрестные соловьи путают его с трелями сородичей и голосят в ответ. Больше никто в Мордовии не может на нем играть. На каждом мероприятии Равиль Кулаев подыгрывает своей гармошке на необычном духовом инструменте, чем не перестает изумлять публику. Не зря в 2015 году на фестивале «Играй, гармонь!» наш земляк удостоился звания самого оригинального исполнителя народных наигрышей РМ.

Мне, конечно, было очень интересно узнать, когда же Равиль Кулаев начал коллекционировать музыкальные инструменты.

- Где-то в конце восьмидесятых годов. Красный немецкий аккордеон, например, купил за 500 рублей здесь, в Тат-Пишле. В моей коллекции есть интересные экземпляры, сделанные именитыми мастерами, славящимися на всю Россию: Комиссаровым, Калашниковым, Зориным. Поэтому у меня часто хотят их купить, предлагая хорошие деньги. Но я всегда всем отвечаю, что своих друзей-товарищей не продаю, - подчеркивает Равиль Ибрагимович. - У каждой гармони - своя душа и тональность. Она будто живой человек - может грустить и радоваться, плакать и смеяться. Не всякому дано это почувствовать. Хорошая гармонь способна исцелять душу и тело. Часто вспоминаю один интересный случай, когда вышел на сцену с высокой температурой. Играл так, что пот в три ручья лил, а на следующее утро проснулся абсолютно здоровым. Все как рукой сняло. Среди множества коллекционных ценностей есть та, которая стала милее прочих. Первая. Отцовская. Чей неповторимый мотив до сих пор звучит в голове. Родителя уже много лет нет рядом, но незабываемый мотив моей первой гармони, его «казанки», до сих пор звучит у меня в голове. Разве можно ее продать? Никогда! - категорично заявляет Равиль Кулаев.

В нынешнее время баяны и гармони уже не так популярны среди молодого поколения. Времена изменились, в том числе и музыкальные вкусы. Молодежь из сельской местности стала уезжать в города, все больше проводить времени в Интернете. Постепенно исчезли многие разновидности гармоней, от некоторых даже избавлялись за ненадобностью. Сегодня главной задачей всех гармонистов является пропаганда народной музыки, сохранение и развитие лучших традиций игры на гармони, так как она была и остается любимым и популярным в народе инструментом.

- Мне много раз говорили: «Бери гармонь, если тебе надо, а то выкинем». Но ведь умный человек не для того ее сделал, чтобы выбрасывать. Созданная руками талантливых мастеров, гармонь в наше время может исчезнуть. И чтобы этого не произошло, искусству игры на этом музыкальном инструменте необходимо обучать. Когда берешь гармонь в руки, перед глазами появляются самые приятные воспоминания, и вся усталость исчезает. Гармонь для меня - это лекарство, - поделился с нами Равиль Ибрагимович.

Равиль, как и его отец, тоже решил учить желающих искусству игры на баяне и гармони. У прославленного тат-пишленского артиста есть несколько учеников: Адель Судапин, Рустам Халиков и Валера Арасланкин. Кто-то пришел к нему учиться по зову сердца, кто-то просто захотел освоить музыкальный инструмент. И до сих пор он учит их. Равиль много лет трудился на АО «Рузхиммаш», сейчас на заслуженном отдыхе.

- Прежде гармонисты были более востребованы в наших населенных пунктах - без них не обходились свадьбы и другие торжества. А иногда и просто вечерами молодежь веселилась под задорные звуки гармони. Хотя такие времена уже в далеком прошлом, тем не менее в татарских селах и сегодня много гармошек и гармонистов. Я щедро дарю свой талант людям, а вместе с ним и позитивную энергию. Стараюсь, чтобы домой от меня они возвращались только с положительными эмоциями, - сказал в заключение Равиль Кулаев.

После этих слов он взял в руки отцовскую «казанку», которую сам же отремонтировал, и она снова душевно запела. Так, как это было в детстве. На его глазах навернулись слезы.

- Пройдут года, и я еще сыграю! - сказал Равиль Ибрагимович мне на прощание.

Надежда ПОДЛИПАЛИНА