«Они научились принимать решения и брать на себя ответственность»

С 1 февраля этого года «Рузаевские новости» реализуют проект «Добро во благо», поддержанный Фондом президентских грантов. В его рамках мы публикуем интервью с руководителями НКО и общественных организаций района и республики. Героем нашего очередного тематического материала стал председатель общественной правозащитной организации «Мордовский региональный комитет гражданского контроля» Александр Сергеенко.

- Александр Александрович, чем занимается Мордовский региональный комитет гражданского контроля?

- Самая главная наша задача - это работа на площадке Управления федеральной службы исполнения наказания. Мы все вышли из ОНК, и работаем, зная, что такое «осужденный», «сотрудник УФСИН», дети, которые попали в трудную ситуацию. Причем они уже осужденные, но без изоляции от общества, т.е. условно. Их нельзя бросать, нельзя «отдавать» кому бы то ни было. Поэтому они стоят на учете в уголовной инспекции УФСИН по РМ.

С этого и начали свою деятельность. Когда мы увидели, что есть подростки, которые оказались в трудной ситуации и следующий их шаг - тюрьма (тюрьма для тех, кому нет еще 18 - это страшная вещь), то поняли, что их нужно чем-то занять. И первой нашей задачей, осуществленной вместе с другими общественными организациями, был сбор книг для создания библиотек в каждом филиале, где стоят на учете эти дети. Цель была в том, чтобы подросток взял в руки книгу и почитал ее. После этого мы осуществили такую возможность для СИЗО.

Позже к нам обратились осужденные женщины, но так как был период пандемии и встретиться мы не могли, то привлекли средства технической связи. Мы стали соединять «сидельцев» с их родственниками с помощью компьютерных сетей. Благодаря этому они получали помощь юристов, адвокатов, психологов. Ну а раз дело пошло в этом ключе, то почему не задействовать образовательный аспект? Есть такая ассоциация вузов и учреждений электронного обучения УМНЕЙ, которая сегодня объединяет все регионы России. Это не образовательная структура, это структура, которая помогает людям найти свое призвание. У них есть много договоров с вузами - партнерами, которые предлагают свои виды обучения. Они имеют свою электронную платформу, которая адаптирована к тому, что через нее можно получить образование - бакалавриат, магистратуру, средне-специальное.

- Сколько осужденных получили образование благодаря дистанционному обучению?

- За 4-5 лет конкретной работы в колонии образование получили более ста осужденных. Там есть платформа, которая работает офлайн, и эта система позволяет им полностью освоить весь цикл обучения, защитить диплом, который позже мы вручаем в торжественной обстановке. Мы гордимся тем, что все те, кто получили дипломы, в стены колонии уже не вернулись. Эта практика просто уникальна.

Почему мы сейчас занимаемся этим вопросом? Дети, которые уже осуждены, интересуются, куда их возьмут на обучение? Ведь даже если человек имеет за плечами условный срок, это уже осужденный. Поэтому и в техникумах, и в колледжах таких подростков ожидает множество неприятных ситуаций. Кто-то непременно постарается использовать этих ребят в негативных целях. И когда мы работаем индивидуально дома или они приходят к нам, то здесь совсем другая возможность обучения. В этом случае за них спокойны и родители, и опекуны, и мы.

- Вы занимаетесь ресоциализацией или защитой прав лиц, отбывающих наказание или освободившихся из мест лишения свободы?

- Если говорить об образовании внутри колоний, то тогда - да, именно в нашем понимании это и есть процесс ресоциализации.

Чтобы дети из неблагополучных семей, которые уже осуждены, но без изоляции, не оставались один на один со своими проблемами, и по вечерам их не тянуло «за приключениями» на улицу, мы предложили им бесплатно посещать нашу гончарную студию «Тили-тили тесто» и приобщаться к этому уникальному искусству. Сначала они приходили в определенный день, а потом в любое время. Наши мастера помогали им осваивать гончарное дело, в результате появились выставочные работы, которыми можно гордиться. Ребята, которые уже сняты с учета, продолжают ходить к нам. А мы очень рады, что никто из них не сорвался «в пропасть», а стал жить нормальной жизнью.

Этот пример тоже относится к теме «ресоциализация», только она несколько специфичная и даже имеет свое название «исполнительная пробация» и ее задачи четко прописаны в новом Федеральном Законе от 06.02.2023 №10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации»

- Скажите, какие мероприятия для подростков вы проводите в своем центре?

- Мы стали с ними проводить мероприятия, которые показывали бы нас в быту, в работе вместе с ними. Какие мы, такими должны быть и они. Отсюда и родилась программа, которая потом переросла в программу серьезной ресоциализации «Дом окнами в мир». Цели и задачи этого проекта (кризисного центра) - показать детям, что такое хорошо и что такое плохо в этой жизни на практике. Первое, что мы сделали - это обратились к своим старым и добрым друзьям - Союзу ветеранов Афганистана и Союзу десантников. Взрослые и опытные мужчины решили не беречь подростков, а как следует «погонять» на различных полигонах, благо все необходимое снаряжение имелось в достатке. На одном из полигонов мы собрали три команды «хулиганов» (одна из них - наши подопечные, другие - из двух школ Саранска) и устроили им преодоление полосы препятствий. Это было что-то! Мальчишки и девчонки карабкались на пожарную вышку, прыгали, под ноги им бросали шумовые гранаты, которые заставляли ребят рассыпаться в разные стороны. Они разбирали и собирали автоматы, стреляли из них, таскали носилки с «ранеными» и пр. Наши ребята просто рвались в «бой»… Потом мы решили показать им интересные места в городе. Например, посетив анатомический музей, ребята узнали, что происходит с организмом из-за употребления алкоголя, наркотиков, сигарет, как влияют на ребенка неправильные отношения в семье. Подростки выходили оттуда потрясенные, а девочки даже плакали. Мы также показали нашим подопечным метеостанцию.

Благодаря помощи Г.А. Лотвановой мы бесплатно приобрели билеты на прекрасное ледовое шоу, которое ребята с большим удовольствием посмотрели. Огромное впечатление на них произвела фотовыставка «Война в Донбассе».

А как они разрисовали стены? Мы решили сделать у себя граффити, благо территория у нас обширная, обнесенная бетонными заборами. Разделили ребят на команды, закупили краски и каждому дали задание нанести на стену определенный рисунок. Как они старались! Бегали, подсматривали, как обстоят дела у других, фантазировали, переживали, даже плакали, но поставленную задачу выполнили. Разумеется, комиссия оценила их труды и вручила заслуженные награды.

А какие мы делали и делаем настольные игры? Увлекательнейшее занятие, и для 17-летней молодежи это было открытием, потому что они никогда этим не занимались. Ну а дальше - больше! Мы начинаем работать индивидуально: смотрим, привлекаем к работе. Те ребята, которые уже «выпустились», продолжают нам писать, звонить, общаться. Они благодарны нам за то, что научились принимать решения и брать на себя ответственность.

- Александр Александрович, вы член ОНК с большим стажем. Возможно, поэтому вы занимаетесь таким специфическим и очень значимым спектром работы?

- Мне нравится заниматься людьми, оказывать им содействие. Показывать верный путь, увлекать делом, помогать развиваться. В каждом человеке я вижу какой-то потенциал. Зачастую из колонии приходили просто уникальные мальчишки и девчонки. Это очень хорошая идея - обучение и работа с теми, кто наказан и осужден к принудительному труду в исправительных центрах. Они осуждены, но живут в нашем обществе и им нужно чему-то научиться, например, компьютерной грамотности. В этом плане сейчас открывается такая огромная ниша.

Мы считаем, что надо показать УФСИН как можно большему количеству людей. Если, например, Башкирия славится медом, то в сознании большинства Мордовия - это исправительные колонии. А почему бы не показать, что делают эти тюрьмы для народного хозяйства? Почему наш бизнес не идет туда? Вот первым у нас будет выставочный центр на ул. Ульянова, 6 «Что производит колония». Поэтому мы хотим создать постоянную ярмарку рабочих мест. Там, на Ульянова, будет находиться представитель УФСИН, который введет в курс дела всех заинтересованных.

- Расскажите о вашей грантовой деятельности?

- Мы написали шесть программ на грант, из которых два выиграли. Один уже отработали, еще от одного ждем итогов и четыре дорабатываем, чтобы подать заново. Все они направлены на площадку УФСИН. Мы работаем только по этому направлению. Первый грант мы выиграли для детей, когда их реабилитировали через «глину», второй - для женщин 2-й колонии. Сейчас мы готовим гранты по организации мебельного производства из лозы, отрабатываем обучение осужденных компьютерной грамотности и многое другое - планов много. У меня есть мечта - создать интерактивный музей УФСИНа, чтобы люди увидели, что такое тюрьма. И, возможно, кому-то мы могли бы помочь избежать этого пути…

- Александр Александрович, благодарю вас за интересное интервью.

Людмила МАМИНА