Сохранение традиционных ценностей — в приоритете

Мы живем в неспокойное время. Все чаще слышим о случаях террористических актов и проявлениях экстремизма на территории нашей страны. О том, как противостоять негативным воздействиям на подрастающее поколение, нам рассказал директор Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма МГУ им. Огарева Сергей Гладышев.

- Сергей Викторович, расскажите о себе и своей деятельности.

- Родился я в Саранске, но большую часть детства и юности провел в Шишкееве - родине своих родителей. Всегда с удовольствием возвращаюсь туда, и вся моя любовь к Мордовии начинается именно с этих мест.

После окончания школы поступил на географический факультет МГУ им. Огарева, потому что мне нравилось изучать природные процессы и явления. А также знать, как они влияют на человеческую жизнь, общество, развитие промышленности, экономики. Однако во время учебы в университете сформировалось намерение связать свою жизнь с военной службой, хотя мне неоднократно предлагали продолжить обучение в аспирантуре, чтобы заняться научной деятельностью. Но после защиты дипломной работы я на следующий день ушел в армию. Хотел приобрести элементарные навыки в воинском деле, чтобы после возвращения было больше возможностей трудоустроиться в силовые структуры. Хотя мечты, связанной с профессиональной службой именно в армии, у меня никогда не было. Служил в Сарове, который является закрытым административно-территориальным образованием, а также российским ядерным центром. Сначала был учебный центр, где готовили новое пополнение, затем - застава. По сути это была пограничная служба по защите рубежей ЗАТО от внешних угроз.

После демобилизации я пришел в органы безопасности - в наше территориальное ФСБ. Подал документы и началась длительная проверка. За это время успел поработать инженером по охране окружающей среды в организации «Геоинформ», а также на заводе «Цветлит». Затем я прошел проверку и был зачислен в органы безопасности, где прослужил более 20 лет. Занимался вопросами защиты конституционного строя и борьбой с терроризмом. Практически тем же самым, чем занимаюсь сегодня. Если сейчас моя работа связана с профилактикой и предупреждением негативных процессов, то тогда мы решали задачи по борьбе с ними, выявлению, предупреждению, пресечению, в том числе в рамках уголовных дел.

В Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева попал по приглашению ректора, когда здесь было принято решение о создании Координационного центра.

- Насколько ваша сегодняшняя работа актуальна для молодежи?

- Работа Координационного центра по профилактике вовлечения молодежи в деструктивные процессы становится актуальней день ото дня. Если вспомнить наших родителей, дедов и прадедов, например, в 20 лет, то у них в этом возрасте уже была семья, возможно, дети и хозяйство. И полная ответственность не только за себя, но и за своих близких. Современная молодежь, находясь в комфортных условиях жизни и обладая материальными благами, к большому сожалению, теряет ответственность.

Сейчас у молодых людей большая потребность в самореализации, в осознании своей востребованности и значимости для страны и общества.

На это сегодня направлено большое количество мероприятий, реализуемых органами власти и общественными организациями, с которыми мы тесно сотрудничаем. Мы стараемся достучаться до каждого молодого человека, разъясняем студентам и учащимся других учебных заведений, как противостоять идеологии терроризма и экстремизма. Рассказываем, как это распознать в обычной жизни.

В начале своей службы, в 2008 году, мы с коллегами разоблачили религиозную группу «Благородный орден дьявола», действовавшую в университете. В нее входили обычные ребята, которые увлеклись нетрадиционными религиозными идеями. Это не является противозаконным, потому что это их выбор, и государство никоим образом не имело возможности препятствовать в реализации их религиозных убеждений. Но вместе с тем, те идеи и ценности, которым они следовали, устав, иерархия, требования к каждой ступени накладывали свой отпечаток и ставили молодого человека на путь совершения деструктивных действий в отношении своих близких, сверстников и других людей. Они совершали общеуголовные преступления, которые, на первый взгляд, ничем не выделялись из общей массы преступлений. Например, тех студентов, которые отказывались вступать в группу, жестоко избивали. Этим занималось силовое подразделение - так называемая «инквизиция». На языке уголовного кодекса это называется «побои». И они были совершены из-за негативного отношения сатанистов к представителям других религий.

Девушки, которые вступали в эту группу, должны были пройти обязательные обряды: наречение, инициации, а также вступление в половую связь с лидером этой группы. Только после завершения всех процедур они становились «ведьмами». Здесь были нарушены права несовершеннолетней студентки на половую неприкосновенность по признаку отношения к религии. На основании двух этих фактов и задокументированной другой деструктивной деятельности эта религиозная группа была признана экстремистской организацией и запрещена. Список таких организаций представлен на сайте Минюста России в свободном доступе.

Отмечу, что участниками этой организации (70 человек) были и студенты из других субъектов России. Они вступали в группу, чтобы найти возможность для самореализации. А лидер обещал им это. Кого-то он направлял учиться на юристов, других - на врачей, чтобы потом продвигать своих сторонников в органы власти, правоохранительную систему и таким образом влиять на общество и государство. Сам он по приговору суда был осужден и отчислен из вуза. После освобождения из мест лишения свободы уехал, так как был родом из другого региона. Группа сатанистов была разобщена и потеряла связь друг с другом.

Если проводить параллели с сегодняшним днем, то здесь можно увидеть динамику и связь с современными террористами. Например, «Скулшутинг и колумбайн» (школьная стрельба) - молодежное международное движение, которое признано Верховным судом России террористической организацией, или «Маньяки. Культ убийств» - также неонацистская террористическая организация, запрещенная в РФ. Ведь они ставят своей целью убить как можно больше людей, а лучше все человечество, после этого покончить жизнь самоубийством. Тех же самых принципов придерживались и те сатанисты, о которых я рассказал выше. У них была цель - привлечь к себе как можно больше людей. А тех, кто не проникался их идеями, «убить по-быстрому, дьявол разберет» - такие были установки. На тот момент мы выявили преступную деятельность и пресекли ее. И тогда мы не видели эту динамику в глобальном масштабе, как понимаем ее сейчас. Сейчас запрещенные в России террористические организации «Скулшутинг и колумбайн» и «Маньяки. Культ убийств» распространились по всему миру. Это можно назвать не просто терроризмом, а абсолютным терроризмом. Потому что раньше террористы преследовали политические цели. Совершали теракты, чтобы повлиять на органы власти в принятии «нужных» политических решений. Сегодняшние их последователи не выдвигают политических требований. Они стараются погубить как можно больше беззащитных людей, детей в школах и детских садах. И потом покончить с собой.

Таким образом, наша молодежь вовлекается в радикальную, экстремистскую и террористическую деятельность. И идеологи этих процессов находятся не на территории России. Это недружественные государства, которым российская государственность не нужна. Если вспомнить членов группы «Благородный орден дьявола», то после вынесения им обвинительного приговора государственный департамент США в своем докладе о свободе совести и вероисповедания в России за 2009 год упомянул их в своем ежегодном обзоре. Там было написано, что в Мордовии ущемляются права религиозных меньшинств, а именно - сатанистов. Были опубликованы фамилии якобы незаконно осужденных и привлеченных к уголовной ответственности. Кстати, жена сатанистского лидера, родившая ему двоих детей, насколько мне известно, сейчас проживает в Калифорнии.

- Какие меры вы предпринимаете в борьбе с идеологией терроризма?

- Если говорить об идеологии терроризма, я всегда привожу такой пример в беседе с молодежью.

Никто не может увидеть на улице пункты приема в террористы. Но вместе с тем их структуры постоянно пополняются, и террористическая деятельность активно ведется. Это говорит о том, что идеологи и вербовщики в террористических организациях работают постоянно и используют для этого различные способы, в том числе сеть Интернет. Но вербовщикам сложно и даже невозможно привлечь в свои ряды абсолютно любого человека.

В первую очередь они обращают внимание на тех, кто уже встал на путь радикализма и экстремизма. Потенциальные террористы еще не совершили никаких преступных действий, но уже пропитаны идеями своей исключительности. И тогда следующим шагом как раз становится экстремизм.

Радикально настроенные люди начинают оправдывать свои идеи какими-то глобальными идеями, например, религиозными, и обосновывать необходимость применения насилия. То есть они изначально встали на путь радикализма, затем начали обосновывать свои идеологические установки какими-то глобальными учениями, объяснять необходимость применения насилия к представителям других религиозных убеждений. Следующим шагом становится непосредственное применение насилия к представителям других идей.

Экстремисты всегда превозносят своих лидеров и распространяют свои убеждения на других людей. Их руководителям необходимо беспрекословно подчиняться во всем, и ослушаться их невозможно. Они апеллируют этим, обращаясь к чувствам, эмоциям, а не к разуму потенциальных жертв. Здесь очень важно иметь и развивать критическое мышление. И когда человек из радикала превратился в экстремиста, то на следующем этапе он попадает в сети вербовщиков, становится членом террористической организации.

Мы в своей работе стараемся охватывать все эти течения. В Координационном центре четыре направления работы. Первое - образовательное. Мы разрабатываем необходимые программы как для специалистов, работающих с молодежью во всех образовательных организациях, так и для самих ребят. Например, в этом году мы проведем шесть образовательных программ по профилактике терроризма. Это «Межконфессиальные и межнациональные отношения в современной России», «Сеть Интернет в противодействии террористическим угрозам», «Формирование общероссийской гражданской идентичности» и другие.

Еще одним направлением нашей работы является дискуссионная площадка «Открытый диалог» - встречи со студентами для обсуждения интересующих их общественных процессов, либо проблем, представленных в информационной повестке в республике и России.

Это нужно чтобы разъяснять ребятам положение вещей и заставить их задуматься о необходимости критически воспринимать ситуацию и полагаться на собственное мнение, иметь свою точку зрения. Третье направление работы - это проектные и ключевые мероприятия. В этом году мы запустили в регионе два конкурса, которые проводятся при поддержке аппарата Антитеррористической комиссии Республики Мордовия и регионального Министерства культуры, национальной политики и архивного дела. Первый - это конкурс творческих работ для учащихся образовательных организаций «Мордовия против террора». Рассчитываем к 3 сентября - Дню солидарности борьбы с терроризмом - получить все работы ребят, подвести итоги и наградить победителей. А также собрать их вместе, чтобы молодежь пообщалась между собой и обсудила вопросы, которые ее интересуют.

Второй конкурс - для специалистов образовательных организаций, которые работают с молодежью. На него представляются сценарии профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В ноябре прошлого года Президент нашей страны подписал указ об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Хочу отметить, что в этом документе в качестве источника угроз традиционным ценностям указано государство США. Хотя и других источников много и все они систематизированы - это общественные и иностранные организации, отдельные лица. Наглядный пример, праздник Хэллоуин, который с размахом отмечается в Соединенных Штатах Америки. И когда сам глава этого государства поощряет детей и молодежь участвовать в нем и «примерять» на себя самые деструктивные образы, это является напутствием им на всю дальнейшую жизнь. А ведь дети приобретают нравственные ценности в процессе воспитания. И как раз все наши мероприятия этого блока направлены на сохранение и укрепление традиционных ценностей.

Четвертое направление - это информационное сопровождение мероприятий или как раз то, чем мы сейчас с вами занимаемся.

В настоящее время в Мордовии и в стране в целом пристальное внимание уделяется работе с молодежью и реализации молодежной политики. И в своей деятельности мы сотрудничаем с аппаратом Антитеррористической комиссии РМ, со всеми министерствами и ведомствами республики, а также общественными организациями, деятельность которых направлена на сохранение традиционных ценностей, то есть со всеми, кто стремится сделать нашу молодежь лучше.

Беседовала Ирина ДОКИНА