«Всегда и всем старался помочь»

Нина Ивановна Марсова о жизни и профессии любимого человека

Сотрудник уголовного розыска обязан обладать целым рядом достоинств. Он должен быть честным, умным, справедливым и внимательным к людям. Физическая сила, умение быстро принимать решение, аналитически мыслить, мгновенно реагировать – не менее важные качества такого человека. Очень часто сотрудники рискуют жизнью, бросая все свои ресурсы на раскрытие преступлений, поэтому далеко не каждый отважится выбрать для себя такую сложную профессию. А вот Владимиру Марсову она пришлась по душе, и на этой стезе он стал одним из лучших.

Родился Владимир Алексеевич 7 апреля 1951 года в пригороде Саранска - селе Куликовка. Его родители – простые люди. Получилось так, что его мать, Мария Ивановна, воспитывала двоих сыновей одна, так как с мужем жизнь не задалась. Она была очень трудолюбивым и чутким человеком, работала продавцом, и односельчане ее искренне уважали.

- Как о своей свекрови, я могу сказать о ней только хорошее, так как какие-либо негативные ситуации даже вспомнить не могу, - рассказывает Нина Ивановна Марсова, вдова Владимира Алексеевича. - В жизни всякое бывает, и она всегда боролась за семью. Мой муж очень уважал свою мать и всегда старался помочь ей чем бы то ни было. У моего супруга была прекрасная черта – уважение к людям, а особенно к старшему поколению. Он никогда не мог пройти мимо того, кто нуждался в помощи - будь то бродяга или всеми уважаемый человек. Он с любым находил общий язык и всегда всем старался помочь. Это не только мое личное мнение, но и всех людей, которые его знали. Характером обладал жизнерадостным и немного дерзким, но уважения к окружающим он не терял никогда. Это многократно доказано на протяжении всех наших совместно прожитых пятидесяти лет.

После окончания школы Владимир был призван в ряды Вооруженных сил, служить ему довелось в Красноярском крае. После демобилизации устроился на завод «Электровыпрямитель». Молодой человек оказался настолько эрудированным в механике, что сумел в станке, на который его поставили, многое усовершенствовать. Кроме того, он неоднократно делал различные рационализаторские предложения, за которые впоследствии получал призы и награждался премиями. Именно на этом предприятии Владимир познакомился со своей будущей женой Ниной.

Окончив химико-биологический факультет МГУ в Саранске, Нина Ивановна пришла работать на «Электровыпрямитель», где открывался цех №1. Специальность девушки как раз была связана с деятельностью нового цеха. Молодые люди оба приняли участие в его строительстве. Затем Владимир стал работать там шлифовщиком, а Нина – на линии, где производили полупроводники.

- Поженились мы с Владимиром Алексеевичем в феврале 1972 года. Мужем он был хорошим. Возможно, служба в уголовном розыске накладывала некоторую резковатость в отношениях, но он никогда не пренебрегал тем, чтобы помочь мне по дому, по хозяйству. Он много времени проводил на службе, поэтому даже ссориться нам было некогда. У нас было полное взаимопонимание и уважение друг к другу. Я считаю, что мы прожили с Владимиром Алексеевичем хорошую жизнь.

Отработав два года на заводе, Владимир Марсов сменил профессиональную деятельность и устроился в линейный отдел внутренних дел на станции Рузаевка. Там молодого сотрудника определили инспектором уголовного розыска. Так началась его милицейская карьера. Здесь сразу же проявились такие его качества, как умение ладить с людьми, быть справедливым и необычайная скромность. Об этом говорит такой случай.

- Тогда я еще работала на «Электровыпрямителе», - делится воспоминаниями Нина Ивановна. - Однажды прихожу на работу, и мне говорят: «Как там у вас? Что случилось? Про твоего мужа по центральному телевидению в утренних новостях передавали…» А я - ни слухом, ни духом об этом. Он, как обычно, пришел с дежурства и ничего о своих делах не рассказывал. А, оказывается, в шестичасовых новостях сообщили, что сотрудник линейного отдела внутренних дел станции Рузаевка Владимир Алексеевич Марсов спас женщину от гибели на железнодорожных путях, рискуя собственной жизнью. Когда я пришла домой, то, разумеется, спросила мужа, что случилось и почему он не делится новостями. Он ответил: «Да что рассказывать-то, ну вытащил ее и вытащил». Я говорю ему: «Ты же сам мог погибнуть», а в ответ услышала: «Значит, судьба такая».

Он вообще крайне мало говорил о своей службе. Но был в его практике еще один интересный случай, о котором он мне рассказал сам. Однажды с поезда сошел житель одной из восточных республик и через пути направился к ближайшему магазину. По дороге он сумел потерять кошелек с крупной суммой денег. В это время как раз дежурил мой муж. После обращения гостя в милицию Владимир Алексеевич расспросил его о маршруте, затем пошел по «следам» мужчины и нашел потерю (тогда на эти деньги можно было купить машину). Я еще пошутила по этому поводу, мол, с такой находкой можно было транспортное средство в семье заиметь.

На железной дороге его все уважали. Несмотря на то, что Владимир Алексеевич всегда проявлял строгость в профессиональной деятельности, он в то же время оставался человечным. По службе ему часто приходилось сидеть в засадах, выслеживая преступников, которые вскрывали вагоны во время стоянки грузового поезда и совершали хищения перевозимых товаров.

- Наверное, все эти его черты – прямолинейность, смелость, принципиальность, физическое здоровье – сыграли свою роль в том, что его направили в Афганистан, - добавила Нина Ивановна. – Пробыл он там ровно год, хотя я даже не знала, в чем заключалась его служба. Мне было известно только то, что у него была личная охрана и переводчик. Вернулся он оттуда, как и большинство советских солдат, с раненой душой. По ночам во сне он «продолжал» с кем-то драться, вскрикивал, долго не мог успокоиться… Прошло время, жизнь стабилизировалась. Иногда к нему приезжали его бывшие однополчане, с кем ему довелось служить в Афганистане. Он настолько не любил акцентировать внимание на себе, что даже местное общество воинов-афганцев не знало о нем. Но, надо сказать, проводить его в последний путь они пришли.

О Владимире Алексеевиче Марсове, в том числе и о его службе в братской республике, писал в свое время внештатный корреспондент «Рузаевской газеты» Вячеслав Иванов. Отрывок из его статьи «Незаживающая рана Афгана»:

«… Спецгруппа, состоящая из милиционеров транспортной милиции, в которую попал Владимир Марсов, прошла скоротечные боевые учения в Ташкенте, после чего всем было присвоено очередное звание. А уже через две недели старший лейтенант милиции оказался в Афганистане в провинции Фарах, где был назначен советником начальника отдела по борьбе с контрабандой.

Нет, не любит ворошить свою память о тех событиях Владимир Алексеевич, не любит бередить старую душевную рану… Тем не менее в разговоре с ним удалось восстановить один из эпизодов его службы в Афганистане.

По данным разведки, в одном из кишлаков обосновался помощник главаря крупной банды моджахедов, который снабжал их оружием и финансами. Операция по захвату бандита, в руководстве которой принимал непосредственное участие Владимир Марсов, была проведена настолько быстро и успешно, что среди наших бойцов не было не только потерь, но даже ранений. Трофеи, среди которых было стрелковое оружие, гранатометы, минометы, большое количество боеприпасов, продовольствия, денежных средств, вывозили целыми КамАЗами.

Удовлетворение от успешно проведенной операции, как говорит Владимир Алексеевич, заключалось не в том, сколько захватили оружия, а в том, сколько было спасено жизней советских солдат, если бы это оружие было применено по назначению».

С большим уважением и теплом вспоминает о Владимире Марсове его бывший начальник и коллега Николай Иванович Уралев:

- Мы вместе работали более 30 лет назад, и знаю я его с первых дней службы в милиции. Это был исключительно добропорядочный, честный и добросовестный человек. Владимир Марсов был очень ответственным сотрудником, поэтому все, что ему поручалось, он неукоснительно выполнял. Всегда был за правду, даже самую неприглядную. Кроме того, Владимир Алексеевич был очень смелым мужчиной. Об этом случае знают многие. На станции Рузаевка женщина случайно упала на железнодорожные пути перед заходом поезда. Марсов это увидел и ни секунды не раздумывая, бросился к ней. Он буквально за секунду до наезда выдернул ее из-под колес движущегося состава. Он очень рисковал, но думал не о собственной безопасности, а в первую очередь о спасении женщины. Думаю, это о многом говорит. А если говорить о его профессионализме, то сейчас, наверное, таких нет. Да и тогда не было. Про Владимира Алексеевича можно сказать, что у него был дар сыщика. За мою долгую службу людей подобных ему я больше не встречал. В своем коллективе он всегда был душой компании. Благодаря его деятельности наш отдел в течение 5-6 лет занимал лидирующие позиции на Куйбышевской железной дороге среди таких городов, как Самара, Пенза, Ульяновск и Уфа. В течение этого времени переходящее знамя находилось в нашем отделе.

- Мой муж был настоящим заводилой. Многие праздники отмечали всем коллективом отдела. Можно сказать, мы все были одной дружной семьей. Но дело для него было всегда на первом месте, и ему он отдавался без остатка. Руководство его ценило, коллеги уважали, а у молодых сотрудников он пользовался непререкаемым авторитетом. Когда он подал рапорт об отставке, то уговаривать его отменить это решение приезжали даже из Самары. Ведь специалистом он был высококлассным и про него часто говорили - «сыщик от Бога». Это на самом деле было так, - сказала в заключение Нина Ивановна.

В отставку Владимир Алексеевич ушел с должности старшего оперуполномоченного уголовного розыска в звании капитана милиции. В списке поощрений у него десятки благодарностей и денежных премий. На его форменном кителе, который до сих пор хранится в шкафу, знак «Отличник милиции», медали всех трех степеней «За безупречную службу», службу, которой он отдал лучшие годы своей жизни.

Супруги Марсовы воспитали замечательную дочь, которая подарила им двух внуков. Владимир Алексеевич ушел из жизни в 2020 году, не дожив четыре месяца до своего 70-летия. Он навсегда останется в памяти родных и коллег образцом мужества, чести, долга, высочайшего профессионализма и человечности.

Лия Савельева