«Великий дар — найти своё призвание»

Уроженец Рузаевки Максим Бакаев работает с археологами страны по всей России

Недавно свой профессиональный праздник отметили представители одной из самых загадочных профессий - археологи. Именно они первыми соприкасаются с редкими артефактами, глубоко сокрытыми в слоях грунта. Среди них наш земляк Максим Бакаев, который сейчас трудится в Перми. Но он все-таки нашел минутку, чтобы рассказать корреспонденту «РГ» о своей необычайно интересной работе.

Но обо всем по порядку. В ходе нашего разговора я узнала, что юноша окончил рузаевскую художественную школу, активно занимался фотографией, живописью, графикой. В 2013 году Максим поступил в Институт национальной культуры МГУ им. Огарева. В 2017 году окончил его с красным дипломом. Получив высшее образование, парень ушел в армию.

Стоит отметить, что нашему земляку посчастливилось пройти срочную службу в Президентском полку. Это уникальная элитная воинская часть, решающая особые боевые задачи по обеспечению охраны объектов Московского Кремля - официальной резиденции Президента Российской Федерации. Здесь проходит службу молодежь большинства регионов нашей страны. Максим Бакаев до сих пор с теплотой вспоминает свою службу.

- Она была очень интересной, даже сейчас мне приятно вспоминать, как проходили наши армейские будни. Самое большое впечатление у меня осталось от посещения Большого Кремлевского Дворца. Там очень красиво, - рассказывает Максим. - Также одно из ярких воспоминаний - это недельный выезд, где, можно сказать, мы почувствовали настоящую службу в полевых условиях. Там постоянно отрабатывали тактические упражнения в полной боевой выкладке, ходили на стрельбища. А завтраки, обеды и ужины на природе - вообще своеобразная романтика.

Интересными и запоминающимися были заступления в караулы, у нас были постоянные наряды.

Считаю, что в армию лучше пойти. Тот опыт, те знания, которые ты там получишь, уникальны, их нигде больше не приобретешь. Здесь все сложности решаешь самостоятельно, и в экстремальных ситуациях быстро взрослеешь. Также это приятные воспоминания и ностальгия. Я вернулся из армии совершено другим человеком, научился ценить не только своих родных, но и время. Горжусь, что служил в Президентском полку!

Дембель у Максима был 8 ноября, домой парень приехал через три дня. В военной парадной форме, высокого и статного на вокзале его встретила вся большая и дружная семья. Стоит отметить, что юноше предлагали службу по контракту, но он отказался.

Максим Бакаев - творческий человек. Ему всегда очень нравилось моделировать. После армии мечтал стать дизайнером интерьеров и архитектуры. Для этого проходил курсы по обучению в Интернете. Однако спустя время, наш земляк нашел себя в археологии.

Летом прошлого года в нашем районе произошло уникальное событие. Во время строительства дороги «Обход Рузаевки» возле села Левжа бригада наткнулась на древнее дохристианское захоронение местных жителей «Калмаляй». Дорожники сообщили об этом региональной власти. По закону об охране культурного наследия старинный погост необходимо было изучить. Через некоторое время в Левжу приехали первые археологи-профессионалы из разных уголков страны, среди которых и сотрудники из Саранска.

Здесь на раскопках трудились специалисты высокого уровня - реставраторы, реконструкторы, антропологи. У каждого из них был свой фронт работы.

Нашему земляку Максиму Бакаеву посчастливилось участвовать в археологических раскопках древнего дохристианского захоронения вместе со специалистами ООО «Экспедиция» из Липецка. Два с половиной месяца они интенсивно работали в условиях сильной жары, чтобы бережно извлечь и сохранить находки для потомков.

- В археологию я попал случайно. У каждого человека, на мой взгляд, этот путь начинается с чего-то своего. Некоторых влечет романтика, других - полевой образ жизни, жажда открытий, - продолжает Максим. - Моя мама, известный художник Юлия Бакаева, в социальной сети «ВКонтакте» прочитала информацию о том, что возле Левжи будут проводиться раскопки, и требуются волонтеры. Я связался с организаторами, и они взяли меня в свою команду.

Именно там прошел весь путь археолога. Начинал с помощника: зачищал площади, расчищал погребения, ходил с металлоискателем и искал артефакты.

Великий дар - найти свое призвание! Есть такая профессия - чертежник. В каждой археологической экспедиции есть свой человек, который составляет план раскопа. На него он наносит различные грунты, следы построек - деревянных и каменных, ямы и другое. Все найденные объекты чертит сверху, а также в профиль с указанием заполнения объекта. После завершения раскопа чертежник рисует стратиграфию бортов - вертикальное залегание грунтов, видимых в ровных стенках раскопа. Мне сказали, что это у меня получается лучше всего и посоветовали чертить. Было очень интересно. Там я пробыл 2 месяца.

Площадь раскопа составила 3 тысячи квадратных метров. В итоге археологи обнаружили около 600 погребений и извлекли примерно 700 взрослых и детских скелетов.

Объект является кладбищем конца 17 - первой половины 18 века. И похоронены здесь жители села Левжа. Это мокшанское захоронение. Хотя здесь значительно представлен и эрзянский компонент. Все это говорит о брачных связях между данными народностями мордвы. Несмотря на то, что кости плохой сохранности, археологи находили фрагментарные остатки одежды. Датировка кладбища установилась достаточно отчетливо, так как в погребениях были обнаружены монеты, и основная их часть связана с эпохой Михаила Федоровича, Петра Великого и Анны Иоанновны.

Женские захоронения изобиловали украшениями из стекла и бронзы. Было обнаружено множество перстней, крупных и средних бусин, а также бисер. В одной могиле находили даже более 10 тысяч бусинок, много круглых медных жетонов диаметром 2 см, которые крепились к одежде и бусам. В каждом женском погребении имелся накосник, служивший для украшения косы.

Сельгамы - медные украшения и застежки одновременно. Фибулы или пряжки изготавливались из железа или бронзы, инкрустированы стеклянными вставками. Бусины, подвески, пряжки представляли систему нагрудных и головных украшений.

Мужские захоронения были скромные. В них обычно лежали нож, кресало (инструмент для высечения огня) и наременные пряжки. И в женских, и в мужских могилах лежало множество медных пуговиц. Раскопки завершились, но научные исследования до сих пор продолжаются. Идет большая работа по анализу не только костей, но и находок. Могильник «Калмаляй» по масштабам раскопок уже вошел в археологию. Он второй по размерам из найденных захоронений во всей Мордовии.

- Почему я захотел пойти именно в археологию? Дело в том, что мне хотелось разнообразить свою жизнь, узнать что-то новое. С детства интересовался историей, археологией, нумизматикой (изучение или коллекционирование валюты, включая монеты, бумажные деньги и связанные с ними предметы), - продолжает Максим. - Вместе с археологами из ООО «Экспедиция» сегодня я работаю чертежником по всей России. После раскопок возле села Левжа меня позвали в Пермь. Тут я пробыл 1,5 месяца. Мы занимались раскопками в самом центре города.

Дело в том, что там, когда сносят старый дом, прежде чем на его месте построить новый, нужно провести археологические земляные работы.

Пока эти действия не будут выполнены, никакого разрешения на строительство здания не выдадут. Что очень похвально! Год основания Перми - 1723. Мы находили там разные старинные монеты, стеклянные бутылки царского периода, битый фарфор, керамику 19-20 века и другие находки из черного и цветного металлов.

В Калуге мы нашли деревянную чашу начала 16 века, остаток клада - древние медные монеты, глиняный кулган - кувшин с узким горлом того же времени. Для этих мест это была очень ценная находка. За время раскопок было найдено всего три таких кулгана. В Нижегородской области встречались вещи 13 века.

Затем я вернулся домой, а в начале апреля этого года улетел в Калининград. Недалеко от границы раскапывали «ранний железный век». Находок было мало, но много - керамики. Мы жили на берегу реки в строительных вагончиках, при этом чувствовалась определенная романтика. Коллектив сложился хороший - дружный и сплоченный. Там я пробыл тоже 1,5 месяца и вернулся опять в Пермь.

Хочу отметить, что работа археолога и чертежника достаточно трудоемка, кропотлива, требует большого терпения. В процессе раскопок и зарисовок затрачивается немало физических и моральных сил. Но полученные эмоции и удовольствие от любимой работы достаточно быстро восстанавливают твой дух. И романтика - да, присутствует.

В археологии я нашел применение всем своим навыкам, в том числе и художественным, которые приобрел в школе и в университете. И это для меня очень ценно.

В какой бы город не приехал, чувствую себя туристом. Нам предоставляют жилье, питание, хорошо платят. Трудимся по 8 часов в день в замечательном коллективе. Планирую поработать чертежником-археологом еще несколько лет. Хочу посмотреть всю Россию: мне нравится изучать местные музеи, архитектуру. После Перми планируем поехать в Уфу на полевые раскопки.

Хочу также отметить, что в «Теlegram» я веду личный блог, посвященный археологическим экспедициям в Российской Федерации. Показываю быт и жизнь археологов, события, раскопки и все, что с этим связано. Если человеку интересна история, он любит путешествовать по стране, то я бы посоветовал ему стать археологом и попробовать поработать в данном направлении. Никогда не поздно поменять профессию, - уверен Максим Бакаев.

Надежда ПОДЛИПАЛИНА