Николай Слесарев: как воспитать чемпиона

Совсем недавно наш уважаемый земляк - заслуженный тренер России, старший тренер ГБУ РМ «СШОР спортивной борьбы и дзюдо им. А.В. Мишина» Николай Викторович Слесарев Указом Президента РФ был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Из-под его крыла вышло немало чемпионов и просто хороших людей. С его помощью юные борцы освоили науку побеждать и никогда не сдаваться, смело идти к поставленной цели, добиваться намеченного результата.

- Николай Викторович, как вы пришли в борьбу?

- Получилось это само собой, так как в моей семье спортом никто не занимался. Отец, Виктор Михайлович, был простым водителем, а мама, Прасковья Ивановна, заведовала столовой. В детстве мне нравилось бороться с ребятами на улице - очевидно, уже тогда были какие-то предпосылки к выбору профессии, хотя мама заставляла меня заниматься игрой на скрипке. Я учился в третьем классе, когда в нашей школе в Берсеньевке открылся зал борьбы. Я пришел туда и мне дали в партнеры мальчика года на 3-4 старше, так как я был довольно крупным. Хоть на тот момент еще не знал о правилах, я довольно быстро положил его на лопатки. Тренер отметил это и начал уделять мне внимание. Мне и самому понравилось заниматься борьбой, я втянулся. Сначала были районные соревнования - первенство Лямбирского района, потом уже республиканские и так далее.

- Спорт требует дисциплины. Вам сложно было привыкать к постоянным тренировкам, ведь ваши сверстники проводили время совсем по-другому?

- Когда в детстве мальчишки приходят в этот вид спорта, то он, конечно, завлекает. Ведь превосходство над соперником дает понять, что ты чем-то отличаешься от других. Ты бежишь туда, ждешь занятий, изучаешь новые приемы. Бывало, за какой-нибудь грешок тренер (он же учитель физкультуры) в качестве наказания заставлял меня целый урок бороться со старшеклассником, который, например, занимался дзюдо. Интересно было. Тренировался я у братьев Напалковых. От каждого из них я почерпнул самое нужное и важное.

- Как вы начинали свой путь тренера, с какими трудностями вам пришлось сталкиваться?

- Я много думал об этом. Ведь в тренерской работе нужно себя полностью посвящать детям. Я знал, что это нелегкий труд, но решил попробовать себя в нем. На тот момент мне было 32 года. Разумеется, сначала были и сложности. Зал, который нам предоставили для занятий, был в аварийном состоянии, и мне пришлось походить по замкнутому бюрократическому кругу, чтобы добиться его ремонта. Благодаря тому, что чиновники мне поверили и пошли навстречу, у нас все получилось. Довольно быстро появились результаты. Через три года у меня уже были призеры страны.

- Как у вас прошел первый набор детей?

- Первый набор получился большой. Я прошелся по школам и набрал где-то 70 человек. На первый взгляд все ребята были хорошие, способные, но когда начал давать нагрузки, многие не выдержали. И к новому году из 70 человек осталось двое - Сергей Емелин и Артем Адмакин. После я стал добирать ребят, и организовался костяк, с которым уже стал работать серьезно. В основном все мои ученики - дети из простых семей. Поэтому таким ребятам, чтобы как-то выделиться в жизни, добиться чего-то значимого, спорт дает реальный шанс. Если в течение года-двух кто-то из них начинает показывать хорошие результаты, проявлять лидерские качества, то его место, действительно, здесь.

- Вы являетесь тренером уже 20 лет. Для вас это больше работа или образ жизни?

- Считаю, что тренерская работа - это вся жизнь. Ты не можешь от нее отключиться. Даже дома ты постоянно находишься мыслями с детьми и думаешь, кому и какие нагрузки дать, какие специальные упражнения назначить и многое другое. Связь между тренером и учениками, особенно теми, которые чего-то добились, существует постоянно. По сути, без этой связи ничего и не получится. Тренер должен быть примером для своих ребят везде и во всем. Но прежде всего, спортсмен должен научиться бороться с собой.

- В чем вы находите вдохновение?

- Наверное, в победах своих ребят. Ты видишь их на пьедестале, осознаешь плоды своего труда и бывает, что пробирает до слез. Когда ты присутствуешь на чемпионатах Европы, мира - это очень волнительно. Сам воздух на соревнованиях такого уровня едва ли не искрится от зашкаливающей энергетики. И если твой воспитанник показывает достойный результат, то это не может не радовать.

- Что бы вы могли посоветовать начинающим тренерам?

- Мои ученики уже работают тренерами, причем очень неплохо. Они часто советуются со мной, и я всегда говорю им, что с детьми нужно разговаривать: объяснять простые истины, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что самое важное в тренерском деле - это воспитание. Ведь ты учишь ребенка не только борцовским приемам, но и каким-то жизненным принципам. Они должны чувствовать вашу заботу о них и тогда соответственно будут относиться и к вам. Ведь общение с родителями - это одно, с ними не всегда можно поделиться какими-то сокровенными мыслями или желаниями. Поэтому тренер должен стать для ученика самым близким человеком. Он может и поддержать, и посочувствовать, где-то, может быть, по-мужски встряхнуть, дать добрый совет, помочь принять определенное решение и пр. Если ты живешь жизнью своих учеников - их радостями, ошибками, успехами - то у тебя обязательно все получится. Ведь ребенок к тебе приходит совершенно чистый: в нем нет ни зависти, ни агрессии - ничего такого, то есть во взрослом мире. Поэтому, что ты из него слепишь - то и получишь. И уже приобретя определенные навыки в борьбе, участвуя в различных соревнованиях, ребятам все равно важно ощущать поддержку тренера, спиной чувствовать надежный тыл.

- Есть ли у вас, как у тренера, какое-либо универсальное правило для достижения победы?

- Каждый тренер должен быть настроен на высший результат, следовательно, заряжать соответствующей энергетикой и своего ученика. Здесь нельзя ограничиваться первенством города или района, а стразу настраиваться на покорение более сложных вершин. Необходимо прививать юному борцу лидерские качества, и тогда он не захочет останавливаться на достигнутых высотах. Стиль нашей мордовской школы в том, чтобы не сдерживать борьбу, а доминировать в ней - идти вперед и атаковать.

- На Олимпиаде в Токио Сергей Емелин завоевал бронзовую медаль. Он первый среди учеников, добившийся такого результата. В чем секрет его успеха?

- Не люблю хвалить, но придется. Сергей - это, может быть, олицетворение всей нашей школы. Он очень дисциплинированный спортсмен и очень трудолюбивый. Мне зачастую даже приходится его останавливать, сдерживать. Поэтому его успех был прогнозируемым. Он настолько целеустремленный человек, что даже жениться решил только после олимпиады. Нужно сказать, что за его бронзовой олимпийской медалью многое стоит. Ведь человеку все время хочется большего, но в то же время он должен радоваться и тому, что уже имеет, ценить это.

- Каким вы видите будущее своей борцовской школы?

- Хотелось бы, чтобы все это продолжалось - традиции, преемственность поколений. Чтобы наши рузаевские борцы и далее заявляли о себе на всероссийских, европейских турнирах, Олимпийских играх. Хочется, чтобы школа наша жила и воспитывала чемпионов, чтобы мальчишки шли в зал и становились настоящими мужчинами. Современной молодежи хочется пожелать, чтобы они нашли себя - в спорте, искусстве, в любой другой деятельности, к которой лежит душа. Потому что, если мы всем сердцем любим дело, которым занимаемся, то оно непременно принесет успех.

- Спасибо, Николай Викторович, за интересную беседу.

Лия САВЕЛЬЕВА