«Вначале было Слово, и Слово было Бог…»

О старейшем журналисте Мордовии, лауреате премии СЖР «Золотое перо», писателе и публицисте Александре Евгеньевиче Бушуеве

4 мая 2022 года, не дожив до своего 75-летнего юбилея всего 68 дней, умер Александр Евгеньевич Бушуев.

«Вначале было Слово, и Слово было Бог». Это незаконченная фраза из Евангелия, и, наверное, оно - Слово - прямо от Бога перешло к газетчикам. Недаром журналистику называют второй древнейшей профессией. Недаром говорят - газетчик от Бога. Правда, говорят не обо всех. О нем - говорили. И будут говорить…

С чувством глубокого благоговения склоняю голову перед памятью этого дорогого мне человека. Кто же ты, Александр Евгеньевич?

В редакцию газеты «Заря коммунизма» («Рузаевская газета») он пришел 17-летним юношей в июле 1964 года. На «смотрины» дарования собрался весь коллектив. Редактор Александр Алексеевич Чернышев больше молчал, «пытали» его опытные журналисты газеты. Какие вопросы задавались юноше, какие ответы он давал - не знаю. Известно только то, что Сашу приняли на работу с испытательным сроком.

И началось… Жил-то Александр в селе Арх-Голицыно. До города добирался на пригородном поезде. И если «рабочий» - так называли пригородные поезда - опаздывал, то Бушуев лётом летел в редакцию, не разбирая ни луж, ни снежных заносов.

Как-то забежал в кабинет весь измызганный грязью. Заведующий сельхозотделом В.П. Курин скептически осмотрел литсотрудника (такая была должность у А.Е. Бушуева) и задумчиво сказал: «В редакцию надо как в церковь приходить…» Слово церковь он произнес с мягким знаком после «р», и поэтому слово звучало как «церьковь».

К чему вспоминаю, кажется, не существенные подробности из жизни дорогого мне человека? Даже не так: не «к чему», а «почему». Потому что не могу найти главное, рассказать об этом главном, чтобы люди узнали больше о жизни человека, которого сегодня нет с нами.

О характере. Бушуев соответствовал своей фамилии. Вечно о чем-то хлопотал, вечно был в поиске, вечно с кем-то конфликтовал, короче - бушевал.

Помню, в сборнике Мордовского книжного издательства была опубликована его повесть «На рассвете». Радоваться бы, а он: «С такой редакцией не согласен. Поеду к Соболевскому разбираться…» (А.А. Соболевский был главным редактором издательства). Засобирался, дошел до автостанции и вернулся: «Наверное, Соболевский прав».

Характер был еще ой какой. Не помню причину, но вдруг он «вспыхнул» и перешел работать в Лямбирскую газету «Вперед». Снова «вспышка» - он переходит работать электромонтером в Рузаевскую электросеть…

В очередном сборнике Мордовского книжного издательства печатается его повесть «Его величество Случай». Бушуев сознает, что без «строчек» он не может и снова переходит работать в рузаевскую газету «Заря коммунизма».

Текучка повседневной редакционной жизни. Однако Александр Евгеньевич находит время писать очерки и зарисовки, которые вызывали высокий резонанс среди читателей. Он первый и, кажется, единственный автор, рассказавший о Рузаевском народном драматическом театре «Повышение человека». Он даже сам играл в этом театре и писал пьесы для труппы. В очерке «Простая история» Александр Бушуев открыл читателям героический подвиг нашего земляка Олега Федоровича Семенова - матроса атомной подводной лодки.

Читатели помнят его очерк об учителе школы №8 Людмиле Евгеньевне Дерябиной «Евангелие*… от Людмилы». Если перечислять, что сделал Александр Бушуев для читателей газеты, то в одном материале памяти этого человека ничего не получится.

Для сведения: сотрудник редакции был обязан за рабочий день сдать в секретариат 250 строк машинописного текста.

Так вот: за годы работы Александр Бушуев написал свыше 4 000 000 строк. И все это о людях труда, об их достижениях в профессии, о взаимоотношениях в коллективах.

5 мая Александр Евгеньевич готовился отметить праздник - День печати. Набросал телефоны соратников по перу, друзей, которых хотел поздравить с праздником. До урочного часа не дожил несколько часов. Но мы чувствовали его намерения и сердечно благодарим тебя за поздравления. Вечная тебе память, Александр Евгеньевич, и вечный покой.

Александр ШИЛИН, ветеран печати