«Нужно только найти себя…»

Сегодня отмечают свой профессиональный праздник юристы нашей огромной страны. Труд их важен и почетен, ведь обычные люди получают от них помощь в сложных и, порой, безвыходных ситуациях. А настоящий юрист всегда служит Закону и правосудию. Сегодня наш рассказ об известной в Рузаевке судье, пребывающей в почетной отставке, Н.Л. Вершининой. Нина Львовна Вершинина работала в Рузаевском суде с 1979 по 2014 годы: вначале судьей, затем заместителем председателя и председателем суда. В течение 35 лет непрерывной судейской работы рассматривала уголовные, гражданские и административные дела.

За свою многолетнюю служебную деятельность Нина Львовна неоднократно поощрялась высокими наградами. Имеет звания «Заслуженный юрист Республики Мордовия» и «Почетный работник судебной системы Российской Федерации», грамоты от Госсобрания Мордовии и Председателя Верховного суда Республики Мордовия, а также глав администраций Рузаевского муниципального района. С 5 мая 2014 года Н.Л. Вершинина пребывает в почетной отставке. Ее отличают необычайная ответственность и компетентность, природная деликатность, интеллигентность и в то же время умение отстаивать свою правоту и проявлять твердость характера.

Начало

Нина Львовна родилась в 1950 году в Зубово-Поляне. Через 14 лет ее семья переехала в Рузаевку. Вера Пигалицына (мама нашей героини) приехала сюда в августе 1941 года. На тот момент она была выпускницей Горьковской юридической школы и оказалась здесь по распределению. Она приступила к работе в Рузаевской нотариальной конторе, и вскоре ее избрали на должность судьи народного суда Лямбирского района. Это был январь 1942 года - самый разгар Второй мировой войны. После ее завершения Вера Федоровна окончила вуз и ее направили в Зубово-Полянский район. Здесь она проработала судьей 22 года, вышла замуж за сотрудника прокуратуры, фронтовика Льва Александровича Добржанского, с которым они воспитали троих детей. Отец Нины Львовны ушел на фронт в июне 1941 года в звании лейтенанта и служил командиром роты артиллерийского полка стрелковой дивизии Вооруженных сил СССР. Он никогда не рассказывал о своем боевом прошлом, раньше вообще это было не принято. Через много лет, изучая различные сайты о Великой Отечественной войне, Нина Львовна узнала, что ее отец был участником оборонительной операции на подступах к Киеву. - Это была страшная бойня! Но отец смог выжить в этом сражении и остаться в строю. После войны он работал в прокуратуре, там и познакомился с мамой. Потом трудился инженером лесного хозяйства. В 1964 году маму избрали судьей в Рузаевский суд, где она проработала председателем до 1976 года. Я три года (старшие классы) училась в школе №5. Школьные годы в городе железнодорожников остались в памяти Нины Добржанской навсегда. Здесь преподавали замечательные учителя. Русский язык и литературу вел Федор Константинович Андрианов. В начале урока он всегда читал стихи. Ученики его просто обожали! Математике учила Екатерина Васильевна Стрижова. Классным руководителем и преподавателем английского языка была Валентина Ефимовна Антонова. Дети тоже их очень любили.

По маминым стопам

- По окончании школы я поступила в Рузаевский филиал Мордовского госуниверситета на общетехнический факультет. Но через три года поняла, что это не мое. Тогда решила поговорить с мамой и сообщила ей, что не хочу учиться в техническом вузе. Она внимательно посмотрела на меня и сказала: «Ладно, иди на юридический!». Думаю, это произошло вовсе не случайно: юриспруденция всегда привлекала меня, я с большим интересом читала журналы «Советская юстиция» и «Социалистическая законность», которые выписывала мама. Таким образом, в 1973 году я поступила в Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. В то время в Советском Союзе существовало всего три юридических института, один из которых находился в Саратове. В первый день обучения в вузе наша героиня познакомилась со своим будущим мужем - Борисом Вершининым. Тяжелым и горьким стал для Нины Добржанской 1976 год. В автокатастрофе погиб ее старший брат. Мама после переживаний перенесла инфаркт. В августе, после каникул, девушка уехала учиться в Саратов. На тот момент она была студенткой 3-го курса, а в сентябре получила телеграмму, что у Веры Федоровны случился инсульт. - Я пришла к ректору и сообщила, что мне нужно перевестись на заочное отделение. Объяснила причину. Он долго смотрел на меня и ответил: «Я Вам советую найти человека, который будет ухаживать за вашей мамой». Следом у Нины случилось еще одно несчастье - через месяц умер отец… Казалось, сложилась безвыходная ситуация. Но помощь пришла неожиданно: семью приехала навестить тетя отца. Увидев такую ситуацию, женщина вызвалась помочь, хотя жила в Североуральске Свердловской области. Она осталась ухаживать за Верой Федоровной, а Нина поехала учиться. - Мне было очень тяжело. На третьем курсе как раз изучали судебную медицину. В учебниках рассказывалось, какие травмы получает человек при аварии, какие телесные повреждения бывают при инсультах. Я находилась на грани нервного срыва и, чтобы нормально сдать экзамены, постоянно пила успокоительные средства. Служба закону и правосудию После третьего курса Нину Добржанскую приказом по институту перевели на индивидуальный план обучения. Учебный план был выполнен полностью, сессия сдана и дипломная работа защищена. После окончания вуза в 1979 году Нина Львовна была избрана народным судьей Рузаевского городского народного суда. Она стала работать в том же кабинете, откуда в свое время ушла Вера Федоровна, в здании, где сейчас заседают мировые судьи. Нина Львовна помнит всех, с кем ей довелось работать в Рузаевском суде: судей, сотрудников аппарата суда, прокуроров и адвокатов. Она с теплотой и благодарностью говорит о своих коллегах и тех, кто встретился на ее пути за годы службы.

Тишина в зале!

На мою просьбу рассказать о конкретных делах Нина Львовна ответила, что не любит об этом говорить. Но все же поделилась своими мыслями об особенностях работы судьи и вспомнила некоторые дела из своей практики. - Отмечу, что суд принимает решение, исследовав материалы дела и заслушав участников процесса. Во время открытых судебных заседаний в зале не должно быть реплик, выкриков, так как судья, председательствующий по делу, а также государственный обвинитель и защитник должны всех внимательно выслушать, чтобы в рамках своей компетенции дать юридическую оценку обстоятельствам дела. Раньше на судебных заседаниях было много народу. А когда в зале шумно, очень трудно слушать дающего показания по делу. Люди думают, что помогают своими репликами, а в итоге только мешают. В зале должна быть тишина. Это очень важный момент. Вспоминается одно дело. Иногородний адвокат, который был подсудимым, обвинялся в склонении лица к даче ложных показаний. Доказательством его вины стала запись на магнитной пленке. Ее расшифровка в деле была записана следователем от руки. Стоит отметить, что фраза, где якобы говорится о склонении к даче ложных показаний, была не совсем понятна на слух. Подсудимый вину не признавал и просил нас: «Прошу прослушать пленку и обратить внимание на конкретную фразу». В судебном заседании мы ее прокручивали раз десять, чтобы прийти к убеждению, что в расшифровке была неточная запись. Именно поэтому очень важно, чтобы была тишина в зале судебного заседания. Судом было установлено, что расшифровка была сделана неправильно неумышленно. В результате был вынесен оправдательный приговор.

Общественное мнение

- Хочу отметить, что общественное мнение по громким делам тоже очень мешает ведению процесса. Могу привести пример с ДТП, в котором участвовал Михаил Ефремов. Сколько было написано по этому поводу в интернете, прессе, прошло репортажей по телевидению. Но в итоге суд должен решить вопрос с учетом всех обстоятельств дела. Я сочувствую московским судьям, когда они в судебном заседании ведут процесс при большом количестве корреспондентов. Это очень сложно. Участникам судебного разбирательства нужно быть очень сдержанными и беспристрастными, - говорит Вершинина. - Много лет назад в Рузаевке произошло ДТП на улице Ленина. Тогда перевернулся автобус, который принадлежал АТП №4. Это был служебный транспорт, рано утром везший людей на работу. Он ехал по улице Луначарского и внезапно на склоне у него отказали тормоза! Тогда водитель принял нестандартное решение и предупредил о нем пассажиров. Он сообщил им, что спустится на улицу Ленина, потому что она прямая. «Я поверну направо, а там, где находится железнодорожная больница, попробую еще раз повернуть направо, и у нас будет возможность остановиться», - сказал водитель. Но когда он выехал на улицу Ленина, там в это время проезжала тракторная тележка! Сманеврировать он не сумел, произошло столкновение, и автобус перевернулся на бок. И именно на ту сторону, где находились двери. Погибло несколько человек, многие получили тяжкие телесные повреждения! Для Рузаевки это стало масштабным происшествием. Общественное мнение было однозначно - наказать водителя на длительный срок лишения свободы! Это дело рассматривалось под моим председательством. Во время процесса стали допрашивать потерпевших, и все в один голос говорили, что это несчастный случай. Суд привлек технических экспертов, было назначено несколько дополнительных экспертиз. Исследовав все обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что одной из причин аварии явилась образовавшаяся трещина на тормозной колодке автобуса, которая была изготовлена из усталостного металла. Водитель был признан виновным, потому что он все-таки совершил нарушение ПДД, однако судом было учтено то, что в тормозной колодке произошел усталостный излом. Суд под моим председательством назначил наказание в виде лишения свободы, но условно. Однако общественное мнение было другим.

На пенсии жизнь продолжается

Нина Львовна и сейчас ведет активный образ жизни. В 2015 году было организовано общественное объединение судей Республики Мордовия, пребывающих в отставке. На данный момент Нина Львовна является председателем Совета данного объединения. - В отставке жизнь продолжается, нужно только найти занятие по душе или иметь увлечение. Ранее я занималась бегом трусцой, любила кататься с мужем и сыном на велосипеде. Потом начала посещать группу здоровья, играла в волейбол. Вот только со временем по состоянию здоровья все это пришлось оставить. Теперь люблю выращивать садовые и комнатные цветы, читать художественную литературу, посещать театры. Во время пандемии перечитала сочинения Антона Чехова, Николая Гоголя, Бориса Пастернака, Эрнеста Хемингуэя. Недавно прочитала новую книгу Ивана Капитонова «Творчество». Эта книга о конкретных людях: поэте Сергее Казнове, композиторе Сергее Терханове и художнике из Вологды Михаиле Копьеве. Каждый из них оставил яркий след в культуре нашей страны. Сейчас читаю приложение к сборнику статей «Мифологос» (№1), который издается в Севастополе. Сборник посвящен памяти нашего земляка - философа Андрея Александровича Гагаева, друга нашей семьи, ушедшего из жизни в этом году. В последние годы своей жизни он занимался изучением сказок (русских, евразийских, восточных), мифов, преданий. Сказка им понималась не как прошлое и не как фантастическое, но как реалистическое конструирование жизни. Он считал, что сказка - это возращение взрослого человека к себе подлинному. Она моделирует чудеса или то, в чем человек испытывает настоятельную потребность. Он писал: «Вы сами слушали Сказку, вернетесь в сказку, став Дедушкой и Бабушкой. Сказка - жанр для детей и для нас с Вами, когда у нас появляются дети и внуки. Чудо не то, что не бывает, а то, чего нам недостает сейчас, и что моделирует и создает Сказка»… Андрей Александрович философски осмысливает содержание отдельных этнических сказок, анализирует их глубокий смысл. Все это находит отклик в моей душе.

Ирина ДОКИНА