История народного праздника

4 ноября в России ежегодно с 2005 года отмечается День народного единства. Праздник установлен в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным 29 декабря 2004 года Президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национальногосударственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, мздоимство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина», пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. - Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы! - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В сентябре 1611 года «торговый человек» - нижегородский земский староста Кузьма Минин - обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

Горожане добровольно давали на создание земского ополчения часть своего состояния - так называемую «третью деньгу». По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3000 казаков, более 1000 стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземцев участвовали представители всех сословий и народов, входивших в состав русской державы. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона Казанской Божьей матери стала предметом особого почитания.

Скульптурная композиция Минину и Пожарскому на Красной площади - одна из достопримечательностей Москвы, установленная перед собором Василия Блаженного. Памятник, открытый в далёком 1818 году, стал первой скульптурой в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы. Установление монумента являлось важным событием для всего российского народа, так как памятник нес в себе идею государственной свободы и единства народа. Изначально монумент хотели установить в Нижнем Новгороде. Но так как он имел важность не только региональную, но и государственную, то памятник поставили в Москве. А в 2005 году была изготовлена его копия, которую уже установили в Нижнем Новгороде, откуда начали движение до Москвы отряды ополчения. Эта скульптура была выполнена Зурабом Церетели и установлена в исторической части Нижнего Новгорода на площади Народного Единства, под стенами Кремля, у церкви Рождества Иоанна Предтечи.