Талантом и кистью воспетые

Прошел год с того дня как ушел из жизни талантливый живописец – член Союза художников СССР (России), Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, лауреат Государственной премии МАССР, народный художник Мордовии, заслуженный художник России, почетный гражданин Рузаевки Игорь Иванович Сидельников. Игорь Сидельников - целая эпоха в искусстве мордовского края. Он истинный патриот нашей республики, певец ее истории, природы, людей. Он относится к тем мастерам, которых при жизни окружал шумный успех. Своеобразным «зеркалом» творческого пути художника может стать обзор газетных публикаций, документальных съемок, где его называли патриархом мордовской живописи, достоянием республики, великим Мастером, легендой Рузаевки… За полстолетия художественной трудовой деятельности им созданы десятки монументальных произведений живописи - исторических полотен, сотни пейзажей и портретов, этюдов и натюрмортов, графических рисунков.

Родился Игорь Сидельников в Куйбышевской области в семье врачей. Его отец - хирург (в годы Великой Отечественной войны был начальником эвакогоспиталя № 3053, впоследствии - заслуженный врач РСФСР и МАССР), мать - зубной врач. Но своей малой родиной художник всегда считал Рузаевку, куда семья переехала, когда ему было три года. Детство будущего художника прошло в небольшом особнячке, построенном в конце 19 века немецким инженером фон Мекком. В настоящее время здесь располагается Выставочный зал, открывшийся в 1987 году юбилейной персональной выставкой Игоря Ивановича и с 2015 года носящий его имя. Именно с Рузаевкой были связаны самые светлые чувства художника. Здесь перед ним открылись полные безмятежности картины русской природы, ее неброская, полная очарования красота. И эти чувства не покидали его всю жизнь.

Считается, что верный признак таланта - рано проявившееся тяготение к избранной профессии. Известно немало художников и музыкантов, в чьих биографиях отражена единственная с детства страсть. Так было и с Игорем. Ему не исполнилось и четырех лет, когда врачебный диплом отца, Ивана Алексеевича, он «украсил» плывущим по волнам корабликом. В школьные годы рисовал портреты одноклассников, а для кабинетов - вождей и ученых. А потом были годы учебы в Саранской художественной школе у П.Ф. Рябова, в одном из лучших в стране художественном училище им. К.А. Савицкого в Пензе, куда его приняли без экзаменов, ограничившись лишь просмотром работ, сразу на 2-й курс. А защита дипломной работы - многофигурной композиции на военную тему, получившей отличную оценку, - прошла с таким успехом, что однокурсники из зала, где проходил просмотр, под бурные овации вынесли Игоря на руках. А еще она открыла возможность для продолжения учебы в Московском художественном академическом институте им. В. И. Сурикова, куда он поступил, выдержав конкурс в 300 человек на место.

Этап обучения на факультете живописи в мастерской профессора, народного художника России В. Г. Цыплакова тоже завершился защитой диплома на отлично. Картина «Читает Ленина» экспонировалась в залах Академии художеств СССР, где привлекла внимание народного художника СССР академика Г.М. Коржева, который предложил талантливому выпускнику совершенствоваться в живописном мастерстве в руководимой им творческой мастерской Академии в Москве. Получив столь редкую возможность, молодой художник-аспирант не остался в столице, а отправился за натурным материалом на родину - в Рузаевку. Здесь и нашел свою тему - о революционных событиях 1905 года. Он воплотил замысел в большое полотно под названием «Рузаевка. Декабрь 1905 год». Одобренное высокими столичными авторитетами произведение сразу же было закуплено Министерством культуры СССР и получило не только всесоюзную известность, но и за пределами страны. Оно репродуцировалось на страницах журналов «Огонек», «В мире прекрасного» и других изданий. В 1971 году, после растянувшейся на целых 12 лет учебы и службы на Северном флоте, Игорь Иванович возвратился в Рузаевку.

С этого же года он - член Союза художников СССР и непременный участник всесоюзных, всероссийских, международных, межрегиональных и республиканских выставок. Как писала в одной из статей о художнике искусствовед А. Рункова: «И.И. Сидельников вошел в живопись как в свое царство, где ему все подвластно. Мастеровитость, профессионализм дали художнику свободную силу проявления». Вокруг него стали объединяться местные художники: В. Внуковский, В. Бобрик, В. Колмыков, В. Малышев, В. Давыдов, В. Бирлюков, Н. Трибушинин, В. Лабиринтов. Он охотно общался с ними, давал советы. Художественная жизнь в провинциальной Рузаевке оживилась, стали регулярно проводиться городские, групповые и персональные выставки. Русское реалистическое изобразительное искусство всегда было связано с исторической темой, и не случайно, что работы раннего периода творчества И. Сидельникова воплощают исторические события: «Штаб Октября», «К гражданам России», «На штурм Зимнего», «В Рузаевской кузнице» и другие. Обратившись к истокам народной культуры Мордовии, художник воссоздал ее целостный и красочный образ, яркий колорит в таких тематических полотнах, как «Мордовские вышивальщицы. Приданое», «Хлеб убран. Праздник урожая». Большой творческой удачей можно назвать и такие произведения, как «Храм Иоанна Предтечи», «Бригада локомотива», «Рузаевские железнодорожники», «Оккупация».

В своем творчестве Игорь Иванович всегда был предан малой родине, ее истории, земле, людям. Много и плодотворно работал он в жанре портрета. Среди проникновенных образов - портрет скульптора С.Д. Эрьзи. Искусство Сидельникова тесно связано с людьми, которые его окружали, которых он хорошо знал. В числе таких работ портрет писателя Ф.К. Андрианова. Как портретист, он умел передать не только внешнее сходство модели, но и внутренний мир, душевное состояние. Кисти художника принадлежит портретная галерея выдающихся представителей Мордовии, которые украшают стены Мраморного зала Дома Республики, серия портретов, написанных для зала полководцев Республиканского мемориального музея боевого и трудового подвига, галерея портретов героев и почетных граждан Рузаевки. Несомненно, Сидельников мастер в каждом жанре, в каком бы ни работал. Большой любитель охоты и рыбной ловли, он в Рузаевском районе знал каждое озерцо, каждую речку, и почти всегда совмещал рыбалку с работой над этюдами. Именно в окрестностях Рузаевки написал Игорь Иванович большинство своих пейзажей. И всегда остается узнаваемым его особый почерк под названием «сидельниковский пейзаж».

Однако деятельность художника не ограничивалась только творчеством. Много сил отдавал он общественной работе: неоднократно избирался членом правления Союза художников Мордовии, заместителем председателя СХ РМ, возглавлял молодежное объединение и выставочную деятельность Союза. По его инициативе и при поддержке местных властей в 1977 г. в Рузаевке были построены мастерские-мансарды для художников, в одной из них более 40 лет работал он сам. А в доме, где прошло его детство, в 1987 г. открыт выставочный зал. Уже и не сосчитать, сколько за эти годы прошло здесь разного уровня выставок, в том числе такая масштабная (опять же стараниями И. Сидельникова), как «Большая Волга. Искусство республик Поволжья». Он был частым гостем в рузаевских школах, а двери его мастерской всегда были открыты для любителей живописи. Последней персональной выставкой, приуроченной к 80-летию, завершил художник творческую деятельность. К этой дате написал он 6 новых пейзажей, в том числе 2 больших: «Осень на речке Левжа» и «Раннее утро. Рузаевские лошадки». Он был удостоен званий «Народный художник Мордовии», «Заслуженный художник России», «Лауреат Государственной премии МАССР», «Лауреат премии имени С.Д. Эрьзи», «Почетный гражданин Рузаевки». Награжден серебряной медалью Академии художеств России, золотой медалью Союза художников России, медалью «За межнациональное согласие», многими дипломами и почетными грамотами. … Уходит из жизни художник. Но остаются его творения как знак божественного предначертания его судьбы. И в них навечно останется его талант, все, что волновало его при жизни, служило источником вдохновения. Произведения И. Сидельникова хранятся во многих музеях и галереях страны, и как «золотой фонд» - в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), а также в частных собраниях России, Белоруссии, Финляндии, Венгрии, Болгарии. Но самая большая коллекция - 52 работы - в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи. И 4 из них представлены в постоянной экспозиции музея.

Карина ЛИГУСОВА