В мероприятии в очном и дистанционном формате принимали участие более 140 человек из 7 регионов России: представители научных учреждений, педагоги и руководители дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. В первый день участники семинара выступали с докладами. В.Ш. Хайрутдинова рассказала о проектировании поликультурного образовательного пространства.
- Россия - многонациональное государство. В этой связи, полагаем, что поликультурное воспитание - необходимое условие для становления личности человека. И начинать его необходимо с дошкольного возраста, - рассказывает Венера Шавкетовна. - На базе детского сада «Радуга» проводился республиканский семинар «Музейная педагогика как инновационный подход к поликультурному воспитанию дошкольников», «Сохранение и развитие русского языка в поликультурном пространстве ДОУ». Он прошел в рамках выполнения работ по реализации мероприятий в 2019 году, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам изучения русского языка в рамках государственной программы РФ «Развитие образования».Для продвижения эффективных форм приобщения ребятишек дошкольного возраста к чтению при взаимодействии детской библиотеки с детскими садами и родителями воспитанников, группой педагогов нашего ДОУ была разработана программа литературного развития малышей. С ней наш д/с «Радуга» принял участие в конкурсе проектов, объявленном Российской государственной детской библиотекой совместно с Федеральным институтом развития образования при поддержке Министерства культуры РФ. В номинации «Программы литературного развития детей» наш детский сад занял первое место, - подчеркнула В.Ш. Хайрутдинова.
- Отдельным разделом включен цикл занятий по ознакомлению с устным народным творчеством разных народов и национальностей, а также знакомство с зарубежными авторами. В рамках данной программы разработан долгосрочный проект «Сказка на ночь», - продолжает Венера Шавкетовна.- Одним из важных звеньев поликультурного воспитания ребятишек является взаимодействие с семьями воспитанников. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают, - отметила Венера Хайрутдинова.
Методический аспект формирования позитивного опыта толерантного поведения дошкольников в поликультурном образовательном пространстве был затронут заведующей детским садом №10 С.Н. Вильдановой.- Сегодня приоритетной задачей РФ в сфере воспитания дошкольников является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, - рассказывает Светлана Николаевна. - Творческий коллектив нашего детского сада, используя опыт работы по патриотическому, этнокультурному воспитанию, разработал программу «Вместе мы одна семья».
Ярко в дошкольном учреждении каждый год в ноябре проходит «Неделя толерантности». С ребятишками младших групп проводятся сюжетно-ролевые игры, тематические развлечения, серия развивающих занятий, с детьми постарше – праздники, совместные мероприятия с родителями.С целью формирования заинтересованного, бережного отношения к животным и развития в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим» в нашем детском саду прошла благотворительная акция «Большая помощь маленькому другу».
Силами детей, родителей и сотрудников детского сада для волонтеров Рузаевки были собраны и переданы корма, средства ухода, лотки для кошек и собак. На муниципальной научно-практической конференции «Маленький исследователь» наш воспитанник Сергей Бобул защитил проект «Бездомные животные нашего города. Пути решения». Он стал победителем в номинации «Доброе сердце».Для обеспечения эмоционального благополучия ребятишек обстановка в дошкольном учреждении создана таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. В таком случае малыши быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.
- Коллектив детского сада не только использует опыт работы ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, но и развивается, используя разные направления и методы. Таким образом, все эти формы работы с ребятами позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей с особенностями развития, других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе, - отметила С.Н. Вильданова.Второй день семинара прошёл в формате мастер-классов с презентацией лучших практик, направленных на сохранение и развитие языков народов России.