Как бороться с просрочкой в магазинах и уловками продавцов?

Наверное, нет такого человека, не обнаружившего на прилавках магазинов «просрочку» или не попавшего в неловкую ситуацию с ценой акционного товара, которая на кассе волшебным образом увеличилась в размерах. «Не хотите – не берите», - вот такой ответ получают те, кто пытается предъявить хоть какие-то претензии. Как поступать в таких случаях? Можно ли законным путем наказать недобросовестных продавцов и как самим не стать нарушителями? Ответы на эти и другие вопросы в своем интервью нам дал начальник районного отдела Управления Роспотребнадзора по РМ Юрий Михайлов.

- Юрий Поликарпович, что делать и куда обращаться, если на прилавке цена товара указана по скидке, однако на кассе обнаруживается высокая стоимость продукта?

- Да, нередко при покупке товара в магазине возникает ситуация, когда цена на товар, указанная на ценнике, не соответствует цене на кассе. Однако, согласно законодательству о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о цене товара (п. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1). Цена на ценниках должна быть в наличии в обязательном порядке, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ). При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

1. Зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике (сфотографируйте ценник, в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником). Это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.

2. Предъявите претензию продавцу. Сразу после покупки потребуйте у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и изложите ему проблему. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию.

3. При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.

Вы вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу: - о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); - о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Для привлечения организации к административной ответственности вы вправе обратиться с заявлением в органы полиции по факту обмана потребителей, в местный отдел или Управление Роспотребнадзора по РМ.

- Что говорит по этому поводу закон? Какие статьи законодательства должен знать каждый покупатель?

- В соответствии с КоАП РФ, а именно статья 14.7 «Обман потребителей» - обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

- Какие главные ошибки совершают покупатели, когда сталкиваются с подобными нарушениями?

- Не соблюдают алгоритм, озвученный ранее. Не фиксируют информацию о цене, не предъявляют претензию, в присутствии свидетелей не приглашают продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником.

- А в каких случаях закон не считает нас потребителями?

- В случае если товар приобретается для коммерческих целей, например, для перепродажи.

- Какие еще нарушения в торговле встречаются в Рузаевке? С какими заявлениями обращаются к Вам наши земляки?

- Нарушения при реализации продуктов питания, в частности сроков годности, условий хранения продукции, отсутствие маркировки на товарах, отсутствие документов (сертификатов, деклараций и т.д.). Наиболее частые заявления о нарушении при реализации продуктов питания, на качество оказываемых коммунальных услуг, несанкционированные свалки.

- Что бы Вы могли посоветовать каждому потенциальному покупателю?

- Знать и защищать свои права, если нужна квалифицированная помощь - обращаться к нам.