Наверное, нет такого человека, не обнаружившего на прилавках магазинов «просрочку» или не попавшего в неловкую ситуацию с ценой акционного товара, которая на кассе волшебным образом увеличилась в размерах. «Не хотите – не берите», - вот такой ответ получают те, кто пытается предъявить хоть какие-то претензии. Как поступать в таких случаях? Можно ли законным путем наказать недобросовестных продавцов и как самим не стать нарушителями? Ответы на эти и другие вопросы в своем интервью нам дал начальник районного отдела Управления Роспотребнадзора по РМ Юрий Михайлов.
- Юрий Поликарпович, что делать и куда обращаться, если на прилавке цена товара указана по скидке, однако на кассе обнаруживается высокая стоимость продукта?
- Да, нередко при покупке товара в магазине возникает ситуация, когда цена на товар, указанная на ценнике, не соответствует цене на кассе. Однако, согласно законодательству о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о цене товара (п. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1). Цена на ценниках должна быть в наличии в обязательном порядке, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ). При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:1. Зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике (сфотографируйте ценник, в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником). Это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.
2. Предъявите претензию продавцу. Сразу после покупки потребуйте у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и изложите ему проблему. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию.3. При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.
Вы вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу: - о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); - о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Для привлечения организации к административной ответственности вы вправе обратиться с заявлением в органы полиции по факту обмана потребителей, в местный отдел или Управление Роспотребнадзора по РМ.- Что говорит по этому поводу закон? Какие статьи законодательства должен знать каждый покупатель?
- В соответствии с КоАП РФ, а именно статья 14.7 «Обман потребителей» - обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.- Какие главные ошибки совершают покупатели, когда сталкиваются с подобными нарушениями?
- Не соблюдают алгоритм, озвученный ранее. Не фиксируют информацию о цене, не предъявляют претензию, в присутствии свидетелей не приглашают продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником.- А в каких случаях закон не считает нас потребителями?
- В случае если товар приобретается для коммерческих целей, например, для перепродажи.- Какие еще нарушения в торговле встречаются в Рузаевке? С какими заявлениями обращаются к Вам наши земляки?
- Нарушения при реализации продуктов питания, в частности сроков годности, условий хранения продукции, отсутствие маркировки на товарах, отсутствие документов (сертификатов, деклараций и т.д.). Наиболее частые заявления о нарушении при реализации продуктов питания, на качество оказываемых коммунальных услуг, несанкционированные свалки.- Что бы Вы могли посоветовать каждому потенциальному покупателю?
- Знать и защищать свои права, если нужна квалифицированная помощь - обращаться к нам.