Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Качество оказания коммунальных услуг - одна из злободневных тем современности. В редакцию еженедельно поступают вопросы от жителей города, на многие из которых в своем интервью ответил Д.Н. Попов - Главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в МО Рузаевка».

- Вчера у нас по подъезду ходили мужчина и женщина, которые предлагали купить у них со скидкой сигнализаторы загазованности. Это такой прибор, который реагирует на утечку газа. Цена – порядка 7 тысяч рублей. Соседка купила, ей сказали, что скоро тех, у кого нет таких приборов, будут штрафовать. Я дверь визитёрам не открыла. Действительно ли установка этих сигнализаторов загазованности сейчас обязательна.

- Сигнализаторы загазованности устанавливаются по желанию собственников квартир. Их установка не является обязательной. Штрафов за их отсутствие не предусмотрено. Цена таких приборов в магазинах газовой техники нашего города значительно ниже, чем у торговых представителей, которые ходят по квартирам. К покупке таких приборов не в магазинах нужно подходить с осторожностью и обязательно обдумать покупку перед её совершением.

- Истек срок поверки счетчика электроэнергии, который установлен в моей квартире. В этой квартире никто не проживает. Если я не буду его менять или поверять, как будет начисляться плата за электроэнергию?

- Данная ситуация регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354). В случае истечения межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя. Потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя (например, управляющую компанию). Демонтаж и монтаж прибора учета должны проводиться в присутствии представителей исполнителя. О предстоящих работах необходимо уведомить исполнителя не менее чем за 2 рабочих дня. Рекомендуем в извещении указать время проведения работ, поскольку если представители исполнителя не явились к обозначенному сроку, работы можно осуществлять без них. В течение первых трех месяцев с момента выхода прибора учета из строя (истечения межповерочного интервала) плата начисляется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса согласно показаниям вашего «счетчика» за период не менее шести месяцев. Далее – по нормативам с учетом повышающего коэффициента 1,5.

- Почти месяц находилась на лечении в больнице. Живу одна. Счётчиков в квартире нет, плачу по нормативу. Можно ли добиться перерасчёта платы за воду, газ и электроэнергию за тот период, пока я лежала в больнице?

- В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354) в данной ситуации вы вправе рассчитывать на перерасчет размера платы только в том случае, если в вашей квартире отсутствует техническая возможность установки приборов учета, которая подтверждена документально.

- В конце этого месяца истекает срок межповерочного интервала счетчика электроэнергии, установленного у меня в квартире. Планирую его поверить либо заменить. Каким образом будут начислять плату в период, когда срок поверки истечет, а новый я еще не установлю?

- Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, обязанность по проведению поверок индивидуальных приборов учета лежит на потребителе, т.е. на Вас, если иное не предусмотрено в договоре с организацией, осуществляющей обслуживание внутридомового/внутриквартирного газового оборудования. Подпункт «а» пункта 59 Правил гласит, что в случае истечения срока эксплуатации счетчика (он определяется периодом времени до очередной поверки) плата за коммунальную услугу за расчетный период определяется исходя из Вашего среднемесячного объема потребления газа за период не менее 6 предыдущих месяцев. Такой порядок применяется с даты, когда истек срок межповерочного интервала, до даты, когда был введен в эксплуатацию поверенный или замененный прибор учета газа. Следует заметить, что плата по среднемесячному тарифу будет взиматься в срок не более трех месяцев, далее плата будет осуществляться в соответствии с нормативом с применением повышающего коэффициента 1,5.

- Второй месяц подряд нет возможности оплатить квитанцию за жилищно-коммунальные услуги. Переживаю, что насчитают большие пени. Какой размер пени установлен законом за несвоевременную оплату?

- Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст.155 Жилищного кодекса РФ плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором. За несвоевременную и (или) неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена обязанность должников уплатить кредитору пени в размере и порядке, предусмотренном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. С 31-го по 91-ый день со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования.

- Я живу в квартире на 5-м этаже многоквартирного дома. И на горячую, и на холодную воду установлены счетчики. Однако, чтобы пользоваться горячей водой приходится подолгу спускать воду чуть теплую. Тем самым показания счетчика горячей воды растут. А ведь совсем не хочется платить за чуть теплую воду...

- Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60оС и не выше 75оС. Причем перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут. Если качество коммунальной услуги ненадлежащее, то нужно уведомить об этом (письменно или устно) аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. В согласованное с потребителем время исполнителем проводится проверка качества предоставления коммунальных услуг. По ее результатам составляется акт, который подписывается потребителем и исполнителем. Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном законами и договором.

- Подъезд нашего многоквартирного дома находится в плохом состоянии: на стенах плесень, пахнет сыростью, стены изрисованы. Имеют ли право жильцы дома потребовать от управляющей компании проведения косметического ремонта в подъезде?

- Согласно пп. 4.1 п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (к которому относится подъезд) отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В сложившейся ситуации вам необходимо провести собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о проведении текущего ремонта общего имущества. Целесообразно решением указанного собрания утвердить: содержание, состав, объем работ по текущему ремонту; утвердить плановую стоимость, включая стоимость разработки сметной документации; определить способ и порядок финансирования.

- Ежегодно в летний период в нашем многоэтажном доме отключают горячую воду – проводится планово-профилактический ремонт. Предусмотрен ли в законе максимальный срок, на который имеют право произвести такое отключение?

- В соответствии с п. 3.1.11. СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

- Пару месяцев назад в квартире были установлены индивидуальные приборы учета воды, и своевременно передаются сведения о показаниях в управляющую компанию. Законно ли требование о доступе в квартиру для проверки достоверности передаваемых мною данных?

- В соответствии с подпунктом «ж» пункта 34 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» у исполнителя услуги есть право доступа в квартиру для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем сведений. Потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение, однако, это должно осуществляться в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

По вопросам защиты прав потребителей просим обращаться в Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в МО Рузаевка» по телефону 8(83451) 2-46-54.