Всемирный день прав потребителей

Он проводится ежегодно 15 марта. Его тематику, по сложившейся традиции, определяет Международная федерация потребительских организаций. В 2019 году он проходит под девизом "Цифровой мир: надежные смарт-устройства".

Всемирный день прав потребителей - это хороший повод еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

В. Купила смартфон, на следующий день при разговоре был слышен неприятный треск и шум, также он периодически сам перезагружался. Сразу обратилась в магазин с претензией, чтобы вернули деньги. Продавец сказала, что нужно провести проверку качества. Претензию у меня приняли, оформили акт передачи смартфона. По истечении 20 дней мне был выдан акт проверки, из которого следует, что существенных недостатков в аппарате не выявлено, заявленные недостатки устранены в условиях сервисного центра. Я забрала акт, а смартфон оставила в салоне. Могу ли я потребовать возврата денег?

О. Поскольку недостаток в смартфоне вы обнаружили на следующий день после покупки, то в любом случае имели право предъявить требование о возврате денег. Для его удовлетворения не обязательно, чтобы недостатки были существенными, достаточно установить факт наличия недостатков. Из выданного вам акта следует, что недостатки были обнаружены, а затем устранены. То есть ваше право на самостоятельный выбор требования было нарушено. Сейчас вы вправе обратиться в суд для разрешения возникшей проблемы.

В. Приобрела планшет, а через месяц он сломался, хотя гарантия один год. Я пришла в магазин и согласилась на ремонт, но попросила предоставить мне замену на время ремонта, так как он необходим мне для работы. Продавец сказал, что у них нет подменного фонда и если я хочу, то могу обратиться в центральный офис, расположенный в другом городе. Прав ли продавец?

О. Продавец неправ. В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Свое требование вам лучше оформить письменно, тогда, если вам не предоставят планшет в течение трех дней, то в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» вы будете иметь право на получение неустойки – 1 % от цены планшета за каждый день просрочки.

В. Я приобрел смарт-телевизор. Консультант в магазине мне сказал, что если он мне по каким-либо параметрам не подойдет, либо разонравится, то в течение 14 дней, я имею право обменять его на телевизор другой модели. Но когда я обратился в магазин на пятый день после покупки с требованием об обмене, мне дали категорический отказ. Правомерны ли действия сотрудников магазина?

О. Обменять телевизор на телевизор другой модели можно только при условии, что в указанном устройстве выявились какие-либо недостатки, и они являются производственными, т.е. возникли не по вине потребителя. Телевизор же надлежащего качества в магазин вернуть не получится ни в течение 14 дней, ни в течение всего гарантийного срока, т.к. он входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 - п.11.). В некоторых магазинах действуют так называемые «программы лояльности», которые устанавливают для потребителей более выгодные положения по сравнению с нормами закона. Рекомендуем изучить сайт магазина. Если такие правила этим магазином приняты, то можно ссылаться на них.

По вопросам защиты прав потребителей просим обращаться в Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия в МО Рузаевка» по телефону 8(83451) 2-46-54 или по адресу: г.Рузаевка ул. Луначарского д.181, 2 этаж, 3-4 кабинет. Консультация бесплатна.