В сорок первом они были в блокадном Ленинграде

27 января исполнилось 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Она стала самым тяжелым испытанием для его жителей за всю историю Северной столицы. В осажденном городе, по разным оценкам, погибло до половины населения.

Тысячи ветеранов-блокадников, проживающих в Санкт-Петербурге и по всему миру, стали обладателями памятного знака «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». В их числе и пять наших землячек.

26 января глава района Вячеслав Кормилицын и мэр города Валерий Родионов вручили награды, цветы и продуктовые наборы рузаевцам, пережившим блокаду. Многие из них в то время были еще маленькими детьми.

Как, например, 81-летняя Алевтина Александровна Хасянова. Але было всего четыре года, когда началась блокада ее родного города. В семье было четверо детей. Старший брат погиб на фронте, сестра попала под машину. Она помнит, как мама, торопясь, одевала ее, и они все вместе бежали в бомбоубежище. Помнит, как постоянно хотелось есть и как радовалась обычной пшенной каше на воде и без масла. Из блокадного Ленинграда ее эвакуировали в 1942 году вместе с матерью и старшим братом. Отец работал машинистом, поэтому остался в осажденном городе. Однажды он пошел отоварить продуктовые талоны и больше не вернулся. Семья приехала в Мордовию. В селе Козловка Атяшевского района жил Алин дед по маминой линии. Потом Алевтина Александровна переехала в Рузаевку, где вышла замуж и родила двоих деда помнит страшный голод и постоянные бомбежки. Мама часто болела, а отец погиб от голода еще до эвакуации. В 1942 году по замерзшей Ладоге ее с матерью вывезли из города. Потом ехали в эшелонах, которые часто попадали под бомбежку. Под одной из них погибла мама Ираиды, девушка осталась совершенно одна. Через несколько месяцев она добралась до Владивостока. Но в поезде успела сблизиться с семейной парой из Мордовии. Супруги пригласили одинокую девушку к себе и оставили адрес. Так Ираида оказалась в наших Озерках, а приютили ее чужие люди. Судьба, наконец, улыбнулась ей, здесь она познакомилась со своим будущим мужем. Александр был летчиком и приехал к родителям на побывку. Увидел ее совершенно случайно и сразу решил, что тей. Тридцать лет она проработала строителем в «Мордовстрое».

Вторая блокадница – Сазида Шихаповна Арюкова (на снимке) проживает вместе с мужем в частном доме по улице Ухтомского. Она была рада приходу гостей и с охотой отвечала на вопросы о жизни в блокадном Ленинграде. В их семье было одиннадцать детей, к началу войны выжили только пятеро. Мама и папа сутками пропадали на работе. С младшими братьями и сестрами сидела Марьям – их старшая сестра и няня. Сазида была самой младшей в семье. Когда девочка подросла, мама рассказывала, как поила ее грудную через соску рисовым отваром и давала размоченный кусочек хлеба. Однажды, чтобы хоть как-то прокормить детей, мать обменяла свой золотой браслет на три килограмма пшена. 9 апреля 1942 года от голода умер глава семейства. Чтобы похоронить его в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, мама отдала талоны на хлеб за два дня всего семейства. Жить стало совсем трудно. Марьям с подругами ходила на колхозное поле собирать капустные листья. Не раз попадала под бомбежку, но корзину с листьями из рук не выпускала. Из Ленинграда ее вывезли в двухлетнем возрасте. Сначала в Кемерово, а потом к родственникам в Рузаевку. Всю жизнь Сазида Шихаповна проработала оператором в машиносчетной станции. Одна ее дочь живет в Рузаевке, другая – в Санкт-Петербурге. Внуки часто гостят у бабушки и дедушки. Их трогательные картины украшают целую стену в доме.

Самая старшая блокадница, 97-летняя Ираида Васильевна Давыдова, проживает в селе Инсар-Акшино с семьей своего сына. Она окружена любовью и заботой родных. Но до сих пор со слезами на глазах вспоминает страшное время блокады. Ее семья жила в Кронштадте. С начала войны на фронт ушел старший брат Борис. Ирада помнит страшный голод и постоянные бомбежки. Мама часто болела, а отец погиб от голода еще до эвакуации. В 1942 году по замерзшей Ладоге ее с матерью вывезли из города. Потом ехали в эшелонах, которые часто попадали под бомбежку. Под одной из них погибла мама Ираиды, девушка осталась совершенно одна. Через несколько месяцев она добралась до Владивостока. Но в поезде успела сблизиться с семейной парой из Мордовии. Супруги пригласили одинокую девушку к себе и оставили адрес. Так Ираида оказалась в наших Озерках, а приютили ее чужие люди. Судьба, наконец, улыбнулась ей, здесь она познакомилась со своим будущим мужем. Александр был летчиком и приехал к родителям на побывку. Увидел ее совершенно случайно и сразу решил, что Ираида станет его женой. Привел девушку в дом к своим родителям и сказал, что если вернется с фронта живым, то обязательно женится на ней. Он приехал в родное село в 1946 году и сразу сделал Ираиде предложение. Они вырастили и воспитали четверых детей: двух сыновей и двух дочерей. Ираида Васильевна всю жизнь проработала учетчицей в колхозе, а после выхода на пенсию, почти до 80 лет, трудилась почтальоном.

К сожалению, не все блокадницы чувствовали себя достаточно хорошо, чтобы принять высоких гостей. Памятные знаки «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», цветы и продуктовые наборы были вручены их близким родственникам.

Фото "Рузаевские новости"