«Кружки вязания и лепки уходят на второй план»

Занятость школьников во внеурочное время никогда не была проблемой в Рузаевском районе. У нас хорошо развита система дополнительного образования. Имеются музыкальные и художественная школы. А центр «ЮНИТЭР» предлагает на выбор более ста различных кружков. Из шести направлений дополнительного образования здесь представлены все, кроме спортивного, так как в Рузаевке есть спортивная школа. Это кружки социально-педагогической, туристско-краеведческой, научно-технической, естественно-научной и художественной направленности. Недавно достижения ЦДОД «ЮНИТЭР» были отмечены на самом высоком уровне.

ВАЖНАЯ ВСТРЕЧА

В декабре прошлого года на базе МГТУ им. Баумана в Москве проходило V Всероссийское совещание на тему «100 лет системе дополнительного образования детей. Традиции, инновации, перспективы». Тема была выбрана не случайно. Так как приоритетным проектом на 2018-24 годы является проект «Успех каждого ребенка», который нацелен на развитие системы дополнительного образования, профориентацию детей и на поддержку одаренных ребят. На важном мероприятии в составе делегации от Мордовии побывала и директор ЦДОД «ЮНИТЭР» Н.А. Бурдинова.

- Дни, проведенные на форуме, запомнились тем, что на самом высоком уровне обсуждались приоритетные вопросы дополнительного образования. Модераторами выступали научные сотрудники ведущих вузов, директора департаментов, молодежных проектов, ассоциаций стратегических инициатив, Всероссийских центров дополнительного образования, - отметила Н.А. Бурдинова. - Обсуждение шло в формате открытого диалога. Каждый мог задавать вопросы, участвовать в обсуждении. Были организованы выставки научно-технического творчества и работа по 16 секциям различных направлений деятельности дополнительного образования. На одной из этих площадок обсуждался и вопрос работы с одаренными детьми в Мордовии, который получил высокую оценку со стороны участников. И, конечно же, послужит примером для работы в других регионах России.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ

По статистическим данным, дополнительным образованием в настоящее время охвачен 71% обучающихся, с 5 до 18 лет. Цифра немалая, но могла бы быть и больше. Статистика на уровне страны показала, что чем больше ребенок занимается в различных клубах, секциях, кружках, тем он успешнее в общеобразовательной школе.

- Дополнительное образование у нас нестандартное и отличается от базового тем, что не загнано в определенные рамки. Образовательная среда сейчас в корне поменялась. В школы пришли дети, которые родились и выросли на интернете. У нас такого опыта не было и поэтому педагогам в общеобразовательном и дополнительном образовании очень сложно работать. Нужно менять все подходы к обучению, - подчеркнула Наталья Анатольевна. - А дополнительное образование мобильно, может лавировать и подстраиваться под социальный спрос со стороны детей и родителей. И поэтому на данный момент является самым эффективным инструментом для выстраивания жизненной траектории у школьников. То есть является площадкой, где ребенок может апробировать себя в той или иной сфере деятельности или профессии. Он может, посещая какое-то творческое объединение и не находя в нем себя, заняться чем-то другим. К примеру, можно попробовать себя в качестве эколога и если это не подходит, перейти в технический кружок. В течение жизни на современном этапе человек меняет до пяти профессий. То есть в этом плане он должен быть очень мобильным. Дополнительное образование способствует выработке у ребенка определенных профессиональных компетенций, которые помогут ему потом в освоении нескольких профессий.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

- Итоги работы совещания подвела заместитель министра просвещения РФ М.Н. Ракова. Она охарактеризовала все проекты, которые реализуются в дополнительном образовании и задала дальнейший вектор его развития. Но, тем не менее, ряд условий мы должны вырабатывать на месте, - добавила Н.А. Бурдинова. - Это в первую очередь – работа с педагогическими кадрами. Современный учитель с современным ребенком не может работать по старой методике. Он должен постоянно развиваться и совершенствоваться, даже если за плечами богатый педагогический стаж. Для этого нужно посещать курсы повышения квалификации, семинары, вебинары и так далее. В настоящее время мы пришли к выводу, что в нашей системе могут работать не только педагоги, но и специалисты других профессий. Потому что они более глубоко знают какую-то узкую специальность. Также разрешено работать студентам, которые обучаются в педагогических вузах. Конечно же, мы должны полностью переработать общеобразовательные дополнительные программы, по которым занимаемся с детьми. Они должны быть востребованными и интересными, чтобы ребенок с желанием их посещал.

ИННОВАЦИОННЫЕ КРУЖКИ

Стоит отметить, что на данный момент кружки декоративно-прикладного творчества, вязания или лепки уходят на второй план. Вперед выступают инновационные – 3Д моделирование, робототехника, компьютерный дизайн, углубленное изучение английского языка, физики, математики и т.д. Немаловажным условием для дополнительного образования является и развитие сетевого взаимодействия. Важно, чтобы партнерские отношения предприятий и учреждений дополнительного образования позволили объединить кадровый потенциал, материально-техническую базу и инфраструктурные ресурсы, для того, чтобы совместно участвовать в обучении и воспитании детей. Это хорошо видно на примере ЮНИТЭРа. Организация активно сотрудничает с Центром молодежной политики и туризма и промышленными предприятиями. Имеются договора о сетевом сотрудничестве с АО «Рузхиммаш» ООО «НовоМилк», трикотажной фабрикой и другими. Благодаря поддержке со стороны промышленных предприятий нашего города, три года назад центр «ЮНИТЭР» выиграл грант Главы РМ на 500 тысяч рублей, на которые было приобретено новое оборудование. Также педагоги дополнительного образования формируют у детей бережное отношение к собственной жизни, чтобы ребята могли безопасно гулять, работать, отдыхать и учиться.

- На данный момент мы участвуем в разработке документации для участия в проектах технического творчества. Например, во Всероссийском конкурсе на создание кванториумов. Документы уже оформили и отправили, так что надеемся на успех. Также подали конкурсную заявку на приз Главы Республики Мордовия по техническому творчеству, - рассказывает Наталья Анатольевна. - Ежегодно наши ребята участвуют в конкурсе «Талантливая молодежь» и постоянно являются победителями. Наши воспитанники получают помимо дипломов и ценных призов финансовые гранты, которые также оказывают им хорошую поддержку.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

- Также мы озабочены подготовкой и переподготовкой кадров и расширением спектра образовательных услуг, - отмечает Н.А. Бурдинова. - Ведь в институте нет факультета для обучения педагогов дополнительного образования. Поэтому мы вынуждены сотрудничать с другими вузами. Хотя ведется переподготовка и на нашей базе. Мы сотрудничаем с Пермским центром дополнительного образования детей, который высоко оценил нашу авторскую разработку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас они сами работают по этой программе.

Особенность ЦДОД «ЮНИТЭР» еще и в том, что здания образовательного учреждения расположены в разных частях города. Это позволяет детям в шаговой доступности посещать творческие объединения Центра. Кроме этого, кружки от ЮНИТЭРа работают на базе всех общеобразовательных школ города и района, что также очень удобно. Ну, и, конечно же, главный успех центра дополнительного образования зависит от педагогического состава. Преподаватели ЮНИТЭРа не раз доказывали свой высокий профессионализм победами воспитанников. В этом году на республиканском конкурсе профессионального мастерства «ИдеяПроф» победителем стал педагог Центра Гизар Фагимович Садыков. Также он признан лучшим руководителем творческого объединения технической направленности на инновационном молодежном конвенте Мордовии.

Дополнительному образованию в России уже сто лет! Мы надеемся, что и дальше оно будет реализовывать свои программы и готовить наших школьников к взрослой жизни!