Нужно учиться быть счастливым…

52-6

Роль воспитателя в жизни ребенка огромна, но еще большее значение его деятельность имеет тогда, когда дети лишены  нормальных семейных отношений, и взрослый человек, посвятивший себя педагогике, становится для них не просто учителем или воспитателем. Дети, волею судьбы оказавшиеся под опекой государства, учатся познавать жизнь во всех ее проявлениях с помощью самых близких на тот момент людей, а именно своих педагогов. Сегодня мы хотим рассказать об одной замечательной женщине, которая 25 лет проработала в Рузаевском детском доме, а в настоящее время  трудится воспитателем в детском доме поселка Ялга. Еще в детстве Ирина Викторовна Голикова прочла знаменитую «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко и была просто восхищена ею, но все же была далека от мысли связать свою будущую профессию с воспитанием детей. После окончания школы юная Ирина поступила в индустриально-педагогический техникум города Омска, позже она  заочно окончила Рузаевский филиал института машиностроения. По своей специальности (мастер производственного обучения) Ирина Викторовна проработала в Саранском профтехучилище два года. Однажды молодой специалист увидела объявление о свободной вакансии воспитателя в Рузаевской школе-интернате и решила попробовать себя в новом качестве. Это было удобно еще и тем, что больше не нужно было ездить в Саранск. На вопрос, как восприняла Ирина Викторовна работу с детьми-сиротами, она ответила, что в тот момент не думала о том, что эти ребятишки брошены своими родителями: - Я строила свою работу так, чтобы мои воспитанники поняли – даже если судьба обошлась с человеком жестоко, все равно нужно учиться быть счастливым. Мы не заостряли внимание на том, что они растут без родительского участия, и я часто повторяла детям, что каждый человек может ошибаться. Да, ваши мамы и папы оступились, что здесь поделать? Главное, вы не повторяйте их ошибок. Молодой, но не по годам мудрый воспитатель учила детей не осуждать своих родителей за то, что те не смогли дать им полноценной любви и заботы. Такой подход к воспитанию ребят настраивал обе стороны на полное взаимопонимание. В их коллективе была настолько дружная и доверительная атмосфера, что когда у Ирины Викторовны родились собственные дети, то ее воспитанники частенько забирали малышей из детского сада и  приходили в гости к любимому воспитателю: - Мои дети и воспитанники росли вместе, они друг друга хорошо знали. Моя дочка даже ревновала, когда интернатские ребята звали меня мамой. Мне приходилось объяснять ей, что тем детишкам тоже очень хочется называть кого-то мамой, поэтому нужно их понять и не обижаться. Детский дом, в котором сейчас трудятся И.В. Голикова, работает по типу семейного. Это промежуточная форма воспитательного учреждения между приемной семьей и интернатом. В этом случае, если в детском доме оказались родные братья и сестры, то они не разлучаются, а воспитываются вместе. Ирина Викторовна отметила, что работать с детьми, которые с малолетства воспитывались в детском доме, было проще, сложнее складывались взаимоотношения с ребятами, которые поступили в интернат уже в подростковом возрасте. Наладить контакт с таким ребенком зачастую бывает сложно и родным людям, не говоря уже о воспитателях. Тем не менее, Голикова отлично справлялась со своими обязанностями, не испытывая особых затруднений. Работа в детском доме не помешала ей с супругом вырастить двух прекрасных детей, которые уже закончили высшие учебные заведения и создали свои семьи. Конечно же, как и в любой семье, жизнь в большом общем доме не обходилась без конфликтов. В такой ситуации Ирина Викторовна старалась разобраться, понять, а затем и примирить обе стороны. Благодаря мудрости и чуткости педагогов, внутри детского дома царит атмосфера доброты и благополучия. В этом мы смогли убедиться, когда побывали на ежегодном празднике детского дома в поселке Ялга «День рождения семьи–2». Это самый теплый и добрый праздник для большого и дружного коллектива взрослых и детей. В этот день детский дом посетили желанные гости: бывшие выпускники, представители благотворительных фондов и все, кто душой болеет за благополучие ребят. Воспитанники подготовили небольшой концерт и порадовали своих гостей проникновенными стихами и песнями о дружбе, доброте и счастье. Особенно отрадно было видеть юношей и девушек, которые совсем недавно покинули стены ставшего родным дома, а теперь с радостью навещают любимых учителей, воспитателей и делятся своими успехами, задумками и планами на будущее. И здесь их всегда услышат, помогут советом, приободрят, а если надо, и пожалеют. Ведь даже если ребята выросли и стали жить своей жизнью, то детский дом и любимые воспитатели все равно останутся их семьей.

Лия Савельева