«Я выжил благодаря спорту!»

43-07 Октябрь традиционно посвящен пожилым людям. И так совпало, что именно в начале этого месяца была вручена награда жителю нашего города, пенсионеру Ю.А. Медведеву. Медаль «60 лет аварии на ПО «Маяк» Юрию Алексеевичу вручили начальник ПСЧ №4 А.Ю. Ухтинский и его заместитель С.В. Логунов. Гости поздравили нашего земляка и пожелали ему здоровья и долгих лет жизни. Мы встретились с Юрием Алексеевичем. Нам было интересно прослушать историю 77-летнего мужчины, узнать, что же произошло в далеком 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Тяжелое детство

До начала Великой Отечественной войны семья Юрия Медведева проживала в деревне Долгоруково Пензенской области. Вскоре его отец, Алексей Никитович, перевез жену и шестерых детей в Курганскую область в поселок Саратовка. Именно там, в 1940 году, и родился Юрий. Он был последним седьмым ребенком. В 1941-м началась война. Главу семьи сразу же забрали на фронт, откуда назад домой он больше так и не вернулся. Дети остались без отца, а жена без мужа. Марии Алексеевне, матери Юрия, пришлось одной растить своих детей. Тяжелые послевоенные годы Юрий Медведев вспоминал с неохотой. Хотя в то время он был еще совсем ребенком, было понятно, что война оставила свой негативный след в его детской памяти. - Когда мои старшие братья после окончания ВОВ вернулись с фронта живыми, в 1947 году вся наша семья приняла решение переехать жить в Рузаевку, - рассказывает Юрий Алексеевич. - Здесь они сразу же устроились работать на железную дорогу. А я, закончив десять классов, уехал в Караганду поступать в техническое училище №3. Отучившись на бурового мастера, в 1960 году уехал в город Балхаш. Там два года трудился по своей специальности, а в 1961-м меня призвали в армию. Служить пришлось на Урале, в городе Челябинск-40, ныне город Озерск. Это была копия основного Челябинска, только в уменьшенном масштабе. Там находилось около 35 заводов, все они были под землей, а наверху располагались только административные здания. Я служил в войсках МВД. Наша часть охраняла лагерь с особо опасными заключенными.

Катастрофа на ПО «Маяк»

В 1957 году в Челябинске-40 на ядерном комбинате «Маяк» произошла крупная радиационная катастрофа. Случился взрыв отстойника реактора. В результате в воздух было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90% радиации осело прямо на территории комбината «Маяк». Все выбросы были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали радиоактивное облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей. Через четыре часа после взрыва оно проделало путь в 100 км, а через 10-11 часов радиоактивный след полностью оформился. 2 миллиона кюри, осевшие на землю, образовали загрязненную территорию, которая примерно на 300-350 км протянулась в северо-восточном направлении от комбината «Маяк». Радиация совсем немного не дошла до одного из крупнейших городов Сибири - Тюмени. Ширина следа местами достигала 30-50 км. Для того, чтобы ликвидировать все последствия аварии, отмыть водой территорию промышленной площадки «Маяка» и прекратить любую хозяйственную деятельность в зоне загрязнения, в 1957 году потребовались сотни тысяч человек. Привозили целые воинские части, чтобы охранять зараженную местность. - Мне повезло, что в закрытой зоне Челябинск-40 я начал служить в 1961 году, - продолжил Юрий Медведев. - Уровень радиации тогда был не такой высокий, как при аварии. Как сейчас помню, после нескольких часов охраны завода, мы снимали с себя шелковые комбинезоны и закрытую обувь, подходили к дозиметру. Если звенело - мылись специальной водой. Кожа становилась как резиновая, неприятные ощущения. Тут же опять вставали на дозиметр. Если все было нормально, шли дальше. И так каждый раз. О ликвидации той страшной аварии мне много рассказывали очевидцы: начальник штаба и старшина. В 1957 году они служили на Урале, все видели своими глазами и участвовали в спасательных работах. Из Мордовии, города Ковылкино, там служил один фронтовик, капитан Голощапов. От него я тоже много всякого услышал про эту аварию. Во время службы сам не раз видел огромных зайцев, размером с кабанов, и громадных рыб в реках. Несомненно, все это были последствия радиационного облучения. В Рузаевском районе на сегодняшний день я остался один из тех, кто служил в Челябинске-40. Когда у меня были льготы, часто ездил отдыхать в санаторий. Там я познакомился с ребятами, которые непосредственно участвовали в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк». Они мне рассказывали, что взрыв был такой силы, что койки двухъярусные пополам складывались. А потом у ребят начались головные боли и кровь из носа постоянно шла. Кто был худой, стал полным, и наоборот. Но, к сожалению, на сегодняшний день этих ребят уже нет в живых, - с грустью вспоминает Ю.А. Медведев.

От смерти спас спорт

Отслужив три года, в декабре 1964 года Юрий Медведев вернулся в Рузаевку. Устроился работать на электровакуумный завод. А на следующий год женился на замечательной девушке Нине. Со своей будущей супругой Юрий Медведев познакомился еще в 1962 году. Она тоже жила в Рузаевке, правда, родом была из соседней области. В молодости Юрий Алексеевич активно занимался спортом. И даже в армии участвовал во всех соревнованиях: играл в футбол, волейбол, теннис. У пенсионера до сих пор хранится большое количество фотографий, которые рассказывают о его спортивной жизни. Однажды, после травмы, полученной на соревнованиях, молодому парню на ногу сделали операцию, правда, не совсем удачно. Вскоре его отправили в госпиталь в город Свердловск. После полутора месяца лечения Юрия на два месяца отпустили домой в отпуск. На Старом базаре у него жила сестра Людмила, она и познакомила брата с будущей женой. Нина Ивановна дождалась мужа из армии и вышла за него замуж. Супруги прожили вместе 52 года, вырастили двоих сыновей, Олега и Михаила. Сейчас помогают в воспитании троих внуков. 43-08 Последние 20 лет, перед уходом на заслуженный отдых, Юрий Алексеевич работал на монтажном кране, монтировал панельные корпуса на ЛАЛе. В 55 лет вышел на пенсию, но на сегодняшний день, несмотря на почтенный возраст, продолжает работать. - Думаю, от смерти из-за полученной большой дозы радиации меня спас здоровый образ жизни, - продолжил мужчина. - После армии еще долго у меня из носа текла кровь. Часто болела голова, но я продолжал заниматься спортом. 25 километров четыре раза в неделю бегал, играл в теннис и футбол. Это меня и спасло.

Надежда ПОДЛИПАЛИНА

29 сентября 1957 года стал черным днем в истории Урала и всей России, когда жизнь людей поделилась на две половины - до аварии и после. Как потом нормальную жизнь Украины, Белоруссии и Европейской части нашей страны поделит другая черная дата - 26 апреля 1986 года. Только источники радиации были разные: в Чернобыле - ядерный энергетический реактор, выброс - 50 миллионов кюри, на «Маяке» - емкость с радиоактивными отходами. Но последствия этих двух катастроф схожи - сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, десятки тысяч квадратных километров зараженной территории, страдания людей, героизм ликвидаторов... Об аварии 1957 года говорят меньше и реже, чем о Чернобыльской катастрофе. Долгое время она была засекречена, да и произошла она за 29 лет до Чернобыля, 60 лет назад. Но забывать о ней нельзя. Болеют и гибнут ликвидаторы, последствия той аварии и теперь сказываются на здоровье их детей и внуков. Если бы не произошло Чернобыльской катастрофы, люди никогда бы не узнали, что в центре России, у подножья Уральских гор, там, где Европа встречается с Азией, уже была раньше такая авария, аналогичная по масштабам Чернобыльской.