«У меня двадцать детей» — говорит «Воспитатель года-2017» Наталья Аргамакова

36-18 - Наташа, а сколько у тебя детей? – спрашивают меня знакомые при встрече. – Я всегда отвечаю: «У меня их двадцать! Я же в детском саду работаю…» Это слова нашей давней знакомой Натальи Аргамаковой, о которой мы уже неоднократно рассказывали на страницах газеты. В этом году молодой педагог детского сада №18 сначала стала лучшей в конкурсе профессионального мастерства на муниципальном уровне, а через некоторое время и на республиканском. Теперь нашей землячке предстоит защищать честь республики и Рузаевского района на Всероссийском конкурсе, который пройдет в ноябре в Рязани.

По совету преподавателя

Наталья - уроженка Рузаевки, выросла в обычной семье. Мама - Тамара Ефимовна Чампалова всю жизнь проработала на трикотажной фабрике инспектором отдела кадров. Папа - Александр Васильевич, тоже трудился на этом же предприятии. Сейчас здесь работает ее старшая сестра Ольга. Наталья окончила СОШ №8, потом поступила в МГПИ им. Евсевьева. Она с детства мечтала стать либо врачом, либо учителем. В одиннадцатом классе классный руководитель Наташи - учитель химии, биологии Л.П. Носенко посоветовала девушке выбрать профессию преподавателя. В то время ее собственная дочка поступила в пединститут на учителя-логопеда, и она рассказала своей ученице, какая это замечательная профессия. Ведь так здорово работать с детишками, помогать им исправлять дефекты речи. Конкурс в вузе был четыре человека на одно место. Но, несмотря на это, Наталья решила попробовать и поступила на выбранный факультет.

Первые шаги в профессии

Молодая женщина с улыбкой вспоминает годы учебы в вузе. Ей очень нравилось получать новые знания, общаться с сокурсниками, участвовать в общественных студенческих мероприятиях. На пятом курсе Наталье предложили поработать логопедом в начальной школе-детском саду №1 на Кирзаводе. Девушка решила воспользоваться предложением и перевелась на индивидуальную форму обучения. Опыт работы с детьми на тот момент у нее уже был. Наталья прошла полугодовую практику в Арх-Голицынском интернате и успела позаниматься с особенными детьми. Студентов возили в интернаты для слабовидящих, слабослышащих и умственно отсталых детей. Ей было интересно работать со старшеклассниками из арх-голицынского интерната. А свою трудовую деятельность она начала именно с начальной школы-детского сада №1, где в течение 8 лет занималась с детьми с первого по четвертый классы. - Мне очень нравилось работать с младшими школьниками. Очень бережно корректировать им устную и письменную речь, по крупицам давая знания, - поясняет педагог. - Они же сами только вышли из стен дошкольного учреждения. А сколько радости мне доставляли наши первые успехи! Тогда я поняла, что труд мой не напрасен, и я нашла свое место. Затем во втором, третьем классах уже исправляли дисграфию. Это когда дети на письме путают буквы. Здесь уже своя специфика работы и другие комплексы занятий. Исправленная речь и письмо меня очень радовали. Родители тоже благодарили меня за работу. Ведь коррекция речи на начальном этапе очень помогает ребенку в дальнейшей учебе.

Новый детский сад

В 2004 году произошло разъединение учреждения образования на Кирзаводе. Начальная школа перешла в СОШ №17, и Наталья перевелась на полставки в это учебное заведение. В это же время ей предложили поработать логопедом в детском саду №18. - Я решила попробовать. Помню, как добродушно встретила меня тогда заведующая детским садом Татьяна Николаевна Киреева, - рассказывает Н.А. Аргамакова. - Она спросила, могу ли я ладить с детьми. Выслушав мой ответ, с улыбкой сказала: «Ну, хорошо, давай посмотрим…» Так началась моя работа на новом месте. В детском саду №18 воспитываются дети с различными проблемами здоровья. Наталья Аргамакова начала работать в логопункте, где ставила речь ребятишкам, которые не посещали логопедическую группу. Но молодой женщине очень хотелось попробовать себя в роли воспитателя, о чем она и рассказала заведующей. В 2009 году в детском саду открыли новую ясельную группу и молодой женщине предложили место воспитателя. Несколько месяцев Наталья работала без подмены, только с нянечкой. - Сначала мы с ней навели порядок в группе. А потом к нам привели деток. Они были такие маленькие, как птенчики. На тот момент своих детей у меня еще не было и всю свою нерастраченную любовь и заботу я отдавала этим малышам. Носила их на руках, сажала на горшок, укладывала спать, а потом вместе смотрели в окошко и ждали маму. Они и вправду стали моими цыплятами, а я курочкой-наседкой. Тогда, глядя на мое старание, Татьяна Николаевна и предложила мне поучаствовать в конкурсе «Воспитатель года». Я немного напугалась, ведь работала в детском саду совсем немного. Но потом согласилась. В том конкурсе я заняла первое место. После чего с темой «Театрализованная деятельность» поехала в Саранск на республиканский конкурс. Педагогический стаж у меня был еще не большой. Мы с детьми тогда ставили разные спектакли, применяли специальные, сшитые вручную, перчатки, деревянные ложки. Было очень интересно. В Саранске я была второй. Через некоторое время Наталья ушла в декрет. А когда вернулась, место первых ее малышей уже заняли другие ребятишки. И опять ей дали ясельную группу и все началось заново. Собственный ребенок тоже ходил в ясли, а Наталья работала в других. Постепенно, вместе с детишками, педагог поднималась по детсадовской лесенке: ясли, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы… Вот уже третий год Наталья работает воспитателем в логопедической группе. И когда ее воспитанники получают задания поработать с тем или иным звуком, Наталья Александровна, конечно, помогает им.

ТИКО-конструктор

В один рабочих дней этого года Наталье Александровне вновь предложили поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства. Выбор на нее пал не случайно: молодой педагог недавно стала заниматься с детьми по новому направлению - конструирование из ТИКО-конструктора. - Посмотрите, какой он интересный! Здесь есть плоские детали, которые собираются шарнирами. С их помощью можно соорудить что угодно. Мне сразу это очень понравилось! Но сначала мы вместе с сыном Арсением понастроили из него много разных многомерных объемных фигур. А потом уже стала пробовать работать с ним со своими воспитанниками, - поделилась с нами Наталья Александровна. - Ребятишек конструктор заинтересовал. Тем более, что он очень полезен в плане развития мышления и мелкой моторики. Я решила разрабатывать собственную методику и собрать больше материала по этому виду деятельности. Прозанимались мы около года. Татьяна Николаевна, глядя на наши занятия, и предложила мне еще раз поучаствовать в конкурсе. Тем более, что мы освоили новое, интересное направление, которого нет ни в одном саду. Мы сняли ролик и поехали на конкурс.

Заслуженная победа

Сначала участвовала на муниципальном уровне, после победы поехала на республику. Было здорово, интересно, приехало много людей. Конкурс проходил в Саранске, в детском саду №76. Все произошло в один день. Вначале был отборочный тур, куда мы отправили свои наработки. А уже по приезду в Саранск, мы представили свои занятия и защиту методической разработки. - В конкурсе участвовало 27 педагогов. Согласно жеребьевке я выступала первой. Сначала испугалась, а потом успокоилась. Решила, что сразу «отстреляюсь» и перестану переживать. Я провела занятия, меня слушала комиссия в составе десяти человек, - вспоминает молодой педагог. - Детки мне достались просто замечательные. Они впервые увидели ТИКО-конструктор и очень им заинтересовались. Я предложила построить им детскую экологическую площадку, в которую входили качели-карусели и различная зелень. Каждому ребенку-дошкольнику был предоставлен ноутбук с презентацией. Они поделились на экологов и конструкторов. Экологи из заготовок делали деревья и цветники, а конструкторы моделировали площадку на компьютере. В презентации поэтапно было представлено, как сконструировать детскую площадку. У детей были корзиночки с разными деталями, из которых они выбирали нужные, глядя на ноутбук. Ребята хорошо справились с заданием. Получилась замечательная площадка. На защиту методической разработки Наталью снова вызвали первой. Ей нужно было успеть выступить за пять минут. Девушка знала наизусть всю свою методразработку и продекламировала ее с большим чувством! - В душе я надеялась, что должна стать лучшей, - продолжила Наталья Александровна. - Я приехала за первым местом, второе у меня уже было! Но когда назвали мою фамилию, испытала невероятный взрыв эмоций и спросила: «Покажите, там и вправду моя фамилия?» Рассказывая о пережитых впечатлениях, Наталья Аргамакова также отметила, что эта победа - не только ее заслуга. Большую помощь ей оказали коллеги: старший воспитатель, С.Н. Киржаева, воспитатель И.В. Куляпина, учитель-логопед О.И. Фоминова, ну, и, конечно же, заведующая Т.Н. Киреева. - Если бы не их поддержка, я бы не справилась, - говорит молодой воспитатель.

Российский уровень

Сейчас Наталья Александровна готовится к серьезному конкурсу «Воспитатель года России», который состоится в ноябре в Рязани. Участников там уже будет 70 человек. Конкурс будет проходить в несколько этапов. Для предварительного тура  нужно снять визитную карточку, написать эссе и создать личный сайт. Это станет допуском к участию. Уже на месте предстоит показать мастер-класс и занятие с детьми. Пройдет жеребьевка, которая покажет, с ребятами какого возраста предстоит работать. Здесь уже не будет никаких заготовок, нужно будет сориентироваться на месте. - Повезу с собой конструктор, ноутбук, возможно, какие-то схемы. Будем смотреть по обстоятельствам. В третий тур выйдут только 10 лауреатов. Этот этап будет транслироваться в Интернете в режиме онлайн - публичная лекция и ток-шоу «Профессиональный разговор», - рассказывает Н.А. Аргамакова. - Все это очень сложно, нужно быть очень эрудированным и начитанным человеком, не бояться выступать на публику и отвечать на вопросы профессионалов с большой буквы.

Ирина ДОКИНА