Укротитель огня

28-10

Иван Марочкин более тридцати лет своей жизни отдал пожарной охране

18 июля – День создания органов государственного пожарного надзора – службы, призванной стоять на страже нашей с вами безопасности. Мы встретились с И.С. Марочкиным как раз накануне завершения его профессиональной карьеры, чтобы поподробнее разузнать, как проходило становление настоящего пожарного, а затем и руководителя единой дежурной диспетчерской службы района.

Из семьи железнодорожников

Иван Семенович Марочкин – коренной рузаевец, родился в семье железнодорожников. Папа, Семен Яковлевич, водил грузовые поезда, мама, Тамара Архиповна, работала в железнодорожной экспедиции. Сначала семья жила на улице Беднодемьяновской, потом переехала на улицу Карла Маркса. Детей в семье было четверо, Иван был средним – третьим по счету. Старший брат – Виктор, сестры – Валентина и Нина. Все дети Марочкиных пошли по стопам родителей и трудились в различных структурах РЖД. После окончания СОШ №5 Ивана призвали в армию во внутренние войска, расположенные в Соликамске Пермской области. Потом была учеба в МГУ им. Огарева на физическом факультете, после окончания которого молодой человек получил распределение на полупроводниковый завод в Саранске. Но Иван решил поработать на другом предприятии – ЛАЛе, которое только открыли в родном городе. Три года он трудился там мастером механосборочного цеха.

Этапы большого пути

В 1984 году в нашем городе создали военизированную пожарную часть. И в жизни Марочкина произошла судьбоносная перемена. По направлению трудового коллектива молодой и перспективный инженер становится инспектором пожарной охраны. Шестнадцать лет Марочкин отдал профессии пожарного, пока не вышел на досрочную пенсию. Но и тут судьба вновь подготовила ему сюрприз. Два года Иван Семенович трудился оператором газовой котельной. А в 2003 году в нашем городе появилась военизированная охрана Рузаевки на железнодорожном транспорте, куда его и пригласили в качестве ведущего инженера. Туда он пришел в октябре 2003 года, а уже в апреле стал заместителем начальника отряда по пожарно-технической части. В 2010 году рузаевский отряд попал под сокращение и его перевели в пензенский отряд. Марочкин был назначен заместителем начальника пензенского отряда по рузаевскому направлению. Через два года Ивана Семеновича переводят на должность начальника отдела ГО ЧС и вопросам ЕДДС, где он и проработал до 30 июня этого года.

Сначала потушить, а потом расследовать

Семнадцать лет Марочкин был сотрудником пожарной части. Сначала инспектором, потом старшим инспектором и инженером. В то время она еще не была разделена на пожарную службу и ОНД и называлась ГПН (государственный пожарный надзор). Это была единая служба широкого назначения. – Когда мы заступали на сутки, нашей первой задачей было тушение пожаров, а уже затем расследование, – рассказывает Иван Семенович. – Помню, был в то время (конец восьмидесятых годов) крупный пожар на трикотажной фабрике – горел склад готовой продукции. Тогда только начинали выводить пожарную сигнализацию на пульт связи. Именно она и сработала. Это была пятница, конец рабочей недели и произошло это после смены, примерно в девятнадцать часов. Я был тогда ответственным. Получив сигнал о сильном задымлении, мы выехали в составе двух отделений. Когда вскрыли двери, там уже все горело. Продукции мы тогда спасли на один миллион рублей.

Возгораний было меньше

Во время пожаров нам также не раз приходилось выводить людей из задымленных помещений. Нас тогда снабжали полной экипировкой для тушения пожаров. Хотя в то время не было такой большой электросетевой нагрузки. Поэтому и пожаров было намного меньше. Сейчас их количество увеличилось в разы. Запомнился мне также пожар в бухгалтерии завода «Пластмасс». Впоследствии там был обнаружен взрывной элемент и проводилось расследование. Наша задача была – локализовать и потушить, а остальным занимались работники правоохранительных органов. Он также произошел в девяностые годы и тоже в пятницу. Причем в понедельник на предприятии ждали приезда комиссии по инвентаризации. Однажды горел дом в районе Старого базара, в котором жил одинокий пожилой человек. Вот только звонок на пульт охраны поступил поздно. Когда мой коллега Гриша Максимовский открыл дверь, произошла вспышка от поступления свежего кислорода. Огнеборец сам получил ожог дыхательных путей, но все-таки сумел спасти человека.

Лесной пожар страшное зрелище

В 2010 году я уже работал на железнодорожном транспорте. В то засушливое лето нас на пожарном поезде приглашали на тушение лесных пожаров в Рязанскую область. Я ездил в качестве руководителя (заместителя начальника Пензенского отряда по пожарно-технической части по Рузаевскому направлению). Тогда я стал свидетелем ужасающего зрелища. До этого я видел верховые пожары только по телевизору, а в то лето увидел их воочию. Зрелище страшное. На железной дороге мы также спасали от пожара деревянные здания, построенные для путейцев. Их было довольно много и занимали они немалую площадь, а вокруг нее горел сосновый бор. Пожарные также освобождали железную дорогу от горящих деревьев для беспрепятственного движения пассажирских поездов. В лесных пожарах создаются вихревые потоки, бревна взлетают на приличные расстояния. Тогда была прекращена транспортировка легко воспламеняющихся жидкостей – бензина, мазута, солярки. А пассажирские поезда пролетали эти участки на высокой скорости. Но ребята наши показали себя настоящими молодцами: тушили сутки без отдыха, и когда дали отбой – все просто упали без сил.

Элеватор отстояли

В 2011 году в Рузаевке горел элеватор, огнем было уничтожено много зерна. Загорание произошло поздно вечером, как раз там, где хранилось много сухого зерна, а перекрытия были деревянными. Пожар был страшным, бороться с ним было просто бесполезно. В тушении участвовал весь Рузаевский гарнизон, а также пожарные из Саранска и наш пожарный поезд. Нашей главной задачей было отсечь горящую часть элеватора от не горящей, которая была перегорожена кирпичной кладкой. Снаряжение пожарного поезда было достаточно мощным. Это, в первую очередь, лафетные и французские стволы. С их помощью мы и занимались отсечкой пламени. Большую часть элеватора мы отстояли.

Все четко и по плану

Единая дежурная диспетчерская служба была организована в 2010 году. И.С. Марочкин возглавил ее через два года. На тот момент главной задачей было оснащение ЕДДС. В настоящее время служба обеспечена всем необходимым для работы диспетчера. Сейчас она переводится в новое здание, при администрации района. Диспетчер уже не будет находиться в пожарной части. Управление будет располагаться на новом месте, и вся информация о Рузаевском районе будет поступать туда. – На данный момент работать стало намного проще – со всеми организациями и предприятиями у нас заключены соглашения, – отметил Иван Семенович. – Наиболее запоминающийся случай произошел два года назад, когда в Красном Клину произошел сход двух пассажирских вагонов. Когда поступил сигнал на пульт диспетчера ЕДДС, диспетчер сразу же оповестил всех руководителей, привлек необходимые силы и средства. В основном, там работали сотрудники железной дороги, так как там своя специфика. Пассажиров оперативно эвакуировали, мы сразу обеспечили всех транспортом. Оперативно откликнулись руководители предприятий. К примеру, Ю.И. Сотов сам сел за руль автобуса. Всех пассажиров перевезли на вокзал, где им подготовили горячий чай. Одной травмированной женщине тут же была оказана помощь. Уже на других поездах пассажиров отправили до Пензы, а потом на юг. На сегодняшний день объем работ ЕДДС просто колоссальный. У диспетчера практически не бывает свободного времени. Навыки специалистов отработаны до автоматизма. Вся информация за сутки обо всех происшествиях в районе ложится на стол главе района. И так каждый день…

Планы на пенсии

30 июня Иван Семенович Марочкин отработал свой последний день в роли руководителя единой дежурной диспетчерской службы. В разговоре с нами он уже строил планы по поводу пенсионной жизни. К сожалению, жена Ивана Семеновича, Мария Николаевна, несколько лет назад ушла из жизни. Она работала заместителем главного врача по лечебной части в узловой больнице. Дочь Ольга живет в Санкт-Петербурге, в данный момент находится в декретном отпуске. Внуку Володе полтора года. Сын Николай окончил инженерно-космическую академию им. Можайского. Служил в космической связи. Во время отпуска попал в ДТП, повредил позвоночник. Сейчас он инвалид первой группы. Теперь все свое время Иван Семенович будет проводить рядом с сыном, которому требуются постоянные физические нагрузки и лечебная физкультура. Надеемся, что на пенсии найдется у героя нашего очерка время и для любимого хобби: Марочкин страстный охотник и рыболов.

Ирина ДОКИНА