Опасные игры

27-10 Подходит к концу первый месяц летних каникул. К сожалению, в этом году погода не очень порадовала наших школьников. И большинство из них проводили время не около речки или водоема, а перед компьютером. Сегодня мы расскажем о вреде компьютера и компьютерных игр. Воспитывают агрессивность

Существует немало компьютерных игр познавательной и развивающей направленности. Они расширяют кругозор и общую осведомлённость, развивают логическое мышление ребёнка, глазомер, быстроту реакций, формируют у ребёнка навыки планировать умственные действия. Но наряду с ними, существует также немало «игрушек», которые классифицируются на «леталки», «стрелялки», «боевики», «гонки», «стратегии».Они также способствуют развитию отдельных способностей игрока, но одновременно негативно влияют на психику ребёнка. Несмотря на это, большинство детей любят их гораздо больше, чем неагрессивные познавательные и развивающие игры.

Почти все эти игры имеют ограничения по возрасту, которое указывается на обложке. Но кто это учитывает? А родители вообще не задумываются над этими вопросами. Разве может какая-то компьютерная игрушка нанести вред? Оказывается, может, да ещё и немалый. Психологические исследования, свидетельствуют, что компьютерные игры воспитывают в ребёнке агрессивно-индивидуалистическую мораль. Вживаясь в роль главного персонажа, управляя героем или размещённым на нижней панели дисплея оружием, ребёнок имеет возможность беспрепятственно и безнаказанно расправляться с виртуальными жертвами. Зачастую в таких играх именно число «убитых» и  «раненых» является количественным показателем уровня достижений игрока: чем больше число жертв, тем больше очков начислит машина, следовательно, тем больше ребёнок будет доволен собой. Всё это очень быстро сказывается на его сознании, затем у него формируются ложные установки: «Я против всех!», «Чем больше я «убью», тем лучше!».Многие игры пропагандируют насилие, грубую речь.

 «Живут» в виртуальном мире

Некоторые исследователи считают, что игра в агрессивные «игрушки» даёт ребёнку возможность освободиться от негативных эмоций, которые привычно сдерживаются, и  воспитать в себе отвращение к насилию и жестокости. Однако нередко дети при сюжетно-ролевых подвижных играх со сверстниками или в серьёзных жизненных ситуациях имитируют насилие, примеры которого они видели по телевидению или «отрабатывали» сами во время компьютерной игры.

Как правило, агрессивные реакции наиболее выражены у подростков, но закладываются и закрепляются они в раннем детстве. Уже младшие школьники склонны к подражанию так называемых асоциальных героев из кино- и телепередач, видео- и телефильмов, компьютерных героев, чья агрессия, как правило, вознаграждается и предстаёт в выигрышном свете. Дети склонны не только отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами, но и переносить эти роли в реальные ситуации. Кроме того, ребёнок может стать нечувствительным к грубости и жестокости после просмотра большого количества сцен насилия. И наконец, дети могут на основании увиденного начать считать насилие допустимой моделью поведения и даже способом решения своих проблем. Учёные обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь определённую часть детского мозга, поэтому дети должны больше читать, писать и заниматься математикой. К тому же, детям полезно играть на улице и как можно больше общаться с другими детьми. Вместо того, чтобы «традиционно» заниматься спортом, например, футболом, предпочтение отдаётся симулятору «FIFA».Так что проблема есть. Общество не обращает на это должное внимание. А компьютер продолжает вовлекать в виртуальный мир всё больше и больше людей, делая их зависимыми. Как избавиться от игровой зависимости?

Очень часто страдают от игр те дети, кому не уделяется внимание со стороны близких. Психологи и психотерапевты советуют проводить так называемую семейную терапию, для того, чтобы «переключить» внимание ребёнка на другое.

Рекомендуется организовать совместный отдых на природе, разные турпоходы, разработать физические упражнения, экскурсии, совместное чтение и обсуждение интересной литературы. При таком подходе значительно повысится самооценка ребёнка, произойдёт его социальная адаптация. Было разработано специальное программное обеспечение, которое не даёт возможности игроку играть  большой промежуток времени. После того, как лимит времени заканчивается, происходит автоматическое выключение компьютера или запрет на продолжение игры. Идеальный вариант: время игры для детей 7 лет - до 10 минут в день, 11 лет - 20 минут в день, старшеклассников - 30 минут в день. Максимум разрешается 1 час в день. Берегите своих детей, уделяйте им больше внимания, советуйтесь с ними, как со взрослыми, обнимайте и целуйте их чаще!

О.А. ЛОГИНОВА,

медицинский психолог

ГБУЗ РМ «Рузаевская МБ»