Патриотическое воспитание старшего дошкольника

  Актуальность проблемы исследо­вания обусловлена целым рядом причин социального характера. Су­щественные изменения в духовной и материальных областях развития современного общества определи­ли широкий интерес и социальную значимость проблемы патриотиче­ского воспитания подрастающего поколения. В новых современных условиях проявление патриотиче­ских чувств выступает не только как требование общества, но и как назревшая необходимость каждо­го человека. Проблема патриотического вос­питания подрастающего поколе­ния сегодня одна из наиболее ак­туальных. Патриотическое воспитание до­школьников - это не только вос­питание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному до­стоянию своего народа, своей на­ции и толерантного отношения к представителям других националь­ностей, но и воспитание уважитель­ного отношения к труженику и ре­зультатам его труда, родной зем­ле, защитникам Отечества, государ­ственной символике, традициям го­сударства и общенародным празд­никам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказываться, но при­оритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малы­шей любви и привязанности к род­ному дому, семье, прежде всего, к матери и к детскому саду. Воспитание у ребенка любви к родному дому. Прежде всего, до­школьник должен получить пред­ставление о доме как общечелове­ческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и обере­гает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом - страшная беда. Детям можно рассказать о бе­женцах и горе людей, лишивших­ся родного дома, постараться вы­звать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжела­тельными к беженцам, позаботить­ся о них, облегчить их страдания. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как мож­но больше приобщать детей к куль­туре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребе­нок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, по­знакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспе­чить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Важнейшей составляющей па­триотического воспитания являет­ся приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чув­ства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны «купать» их в красивой, грамотной, богатой, соч­ной родной речи. Воспитатель дол­жен сам владеть «великим могу­чим русским языком», свободным от иностранного «налета». Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весь­ма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться военная игруш­ка. Отношение к ней, как извест­но, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры де­тей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и бы­лин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем развивают патриотические чувства, жела­ние защищать родную страну, при­носить ей пользу. Патриотическое воспитание до­школьников - проблема архислож­ная в условиях современной Рос­сии. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо боль­ше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны россий­ской жизни, которых еще лет две­надцать назад просто не замеча­ли. Мы стали ответственнее. Воз­можно, именно в этом заключает­ся главная причина столь радикаль­ного переосмысления содержания, целей и задач патриотического вос­питания малышей. Чем образован­нее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и про­исходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из, самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих кор­ней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Н. ИГОНИНА, ­­­­воспитатель ДОУ №50