1 января 2017 года вступил силу Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который полностью изменил сферу государственного кадастрового учета недвижимости и регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом.
Так что же изменилось?
Во-первых, создан единый электронный информационный ресурс в сфере недвижимости – Единый государственный реестр недвижимости, объединяющий Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Во-вторых, Согласно Закону о регистрации недвижимости проводит кадастровый учет недвижимости и регистрирует права на нее исключительно Росреестр и его территориальные органы.
Из вышеизложенного следует, что только Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляет государственный кадастровый учет недвижимости и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, при этом заявитель может обратиться в любой территориальный орган Росреестра или любой многофункциональный центр в независимости от места нахождения недвижимого имущества.
В-третьих, государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется только одним государственным органом. Поскольку только один государственный орган исполнительной власти наделен полномочием осуществлять кадастровый учет и совершать регистрационные действия с недвижимостью, то было бы логично производить указанные действия одновременно. Именно так законодатель и поступил, закрепив в п.3 ст. 14 Закона регистрации недвижимости одновременную поставку недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако следует отметить, что не во всех случаях возможна одновременная регистрация прав на недвижимое имущество и поставка недвижимости на государственный кадастровый учет, исключения составляют случаи, указанные в п. 4 и 5 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости.
В-четвертых, согласно ст. 16 Закона регистрации недвижимости, сокращены сроки постановки недвижимости на государственный кадастровый учет и регистрации прав и сделок с недвижимостью.
В-пятых, другим новшеством Закона регистрации недвижимости стала отмена выдачи свидетельства о государственной регистрации прав.
Так, в настоящий момент, согласно ст. 14 Закона о госрегистрации, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав.
В-шестых, ст. 13 и 32 Закона регистрации недвижимости, предусмотрено межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти. Из указанных статей следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также судебные органы, нотариусы обязаны направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона регистрации недвижимости.
Данное межведомственное информационное взаимодействие позволяет упросить учетно-регистрационную процедуру недвижимого имущества.
На сегодняшний день МКУ Рузаевского муниципального района «Мнокофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском районе» осуществляет и прием документов на государственную регистрацию и кадастровый учет объектов недвижимости, и выдачу документов после оказания соответствующей государственной услуги.
МФЦ Рузаевки оказывает около 142 услуги, 87 государственных и 55 муниципальных услуг, из них всего 2 услуги предоставляемые Росреестром. Казалось бы, незначительная цифра, но за ней стоит колоссальный объем работы, огромное количество обращений и сложность процесса приема документов.
- государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Н.Ю. ЯШИНА,
начальник межмуниципального отдела по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам Управления Росреестра по РМ