Первый казак района

09-08 Виктору часто снится один и тоже сон. Вот он идет по бескрайнему желтому пшеничному полю. Вокруг залитый солнцем простор и бескрайнее голубое небо. Раскинув руки, он бежит, приминая налитые колосья. Кажется, еще немного и взлетит, устремившись к недосягаемой темно-синей полоске горизонта. Сладостно щемит в груди от безграничной любви к родной земле, необъятным далям, ласковому солнцу. А потом, как в детстве, вдруг захватывает дыхание, и он просыпается будто от толчка с радостным чувством…

Давний знакомый

Виктор Михайлович Сильдушов человек в нашем районе известный. Он художественный руководитель народного хора ветеранов и ансамбля «Русская песня» в Центре культуры им. Ухтомского, Домов культуры в селах Арх-Голицыно и Ключарево. Ни одно праздничное мероприятие не обходится без участия его творческих коллективов. Мне посчастливилось познакомиться с музыкантом четыре года назад. Поводом для встречи послужила победа его ученицы Лены Ворониной в конкурсе «Звонкие голоса России». Тогда, в разговоре с ним, я узнала, что он родом из мордовской глубинки. В пятом классе сам на слух научился играть на гармони, а затем на баяне. Для него не составляло труда самому овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Человек страстный и увлекающийся, он постиг не только профессию музыканта, но и плотника, резчика по дереву, строителя, скорняка, портного. В каждом новом для себя деле он стремился не просто научиться этому ремеслу, а овладеть им в совершенстве.

Единомышленники

Год назад впервые обратила внимание, что Виктор Михайлович на концертах и праздничных мероприятиях, аккомпанируя на баяне своим песенным коллективам, выходит на сцену в обмундировании казака и даже с шашкой на поясе. Тогда я предположила, что это его сценический образ. Случай свел нас на одном мероприятии, и я поинтересовалась у музыканта, что означает его казачья форма? Оказалось, что Виктор Михайлович уже год как настоящий приписной казак. Он рассказал, что его мать в девичестве носила фамилию «Зарубина», а это говорит о казачьих корнях его рода. Генетическая память предков, воинский дух проснулись в потомке. Однако Виктор Михайлович пояснил, что вступление в казачество не было для него спонтанным шагом. Он пять лет приглядывался к казакам, которые приезжали в Арх-Голицыно на традиционную Рождественскую лыжню, те тоже обратили на него внимание и стали звать к себе. Ответ он дал не сразу, долго думал, по пути ли ему с ними. И вот сейчас, по прошествии года своего вступления в казаки, нисколько не сомневается в правильности этого шага. Он нашел среди них единомышленников, людей, готовых по первому зову прийти на помощь своим землякам. - Мне часто задают вопрос, а разве в Мордовии есть казаки, ведь исстари они расселялись вдоль границ Российского государства? - говорит В.М. Сильдушов. - А я отвечаю им: «Конечно, есть!» В истории были такие моменты, когда нужно было строить крепости, как, например, в Саранске, Шишкееве, Краснослободске. Именно эти города основали когда-то казаки (Шишкеево тоже когда-то было городом). Саранск был основан, в том числе казаками, присланными по указу царя Михаила Федоровича в 1641 году. Потом кто-то из них снова уехал на границу, а другие остались здесь и служили городовыми казаками, то есть выполняли функции полиции, но, хочу отметить, что делали это с большим неудовольствием. Ведь казак всегда стоял на защите слабых. Сейчас в Мордовии проживают городские и хуторские казаки. Кстати, в Темниковском районе есть целое поселение казаков, которые ведут достаточно замкнутый образ жизни, следуют своим традициям и не пользуются благами цивилизации. Я же принадлежу к хуторскому казачьему обществу «Троицкое» Ичалковского района. Вот сейчас в Новотроицке мы строим церковь, что немного приостановило отъезд жителей из села. Привлекло внимание предпринимателей, и они открыли там магазины. К слову, казачество в России было реабилитировано еще в 1992 году. Казаки получили возможность вернуть свои традиции, жизненный уклад. В Мордовии также начались эти процессы.

Главная задача

- В настоящее время хуторские казаки уже находятся на государственной службе с функциями выполнения нацгвардии и полицейских. Но наша главная обязанность защищать народ и доказывать это делами, - говорит наш герой. - Если где-то кому-то очень плохо, мы обязательно придем и поможем. Я считаю, что сейчас просто необходимо усилить охрану правопорядка. Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что путь становления казачества уже прошел и сейчас от нас ждут реальных дел. Там, где живет казак, должен быть порядок. В Рузаевском районе я один представитель казачества, но я никогда не пройду мимо, если на моих глазах обижают женщин, детей или стариков. Мужчина-казак не боится опасных ситуаций, дух воина не позволяет ему этого делать. Он должен бороться везде, где есть несправедливость. А если кто-то захочет вступить в казачество, то можно прийти в общество и подать заявление. Атаман дает ему испытательный срок: год, два или даже - три. Его примут в том случае, если он докажет свою «профпригодность». Вот такие казаки и называются «приписными» или «верстанными». Верстание происходит в храме, когда батюшка в окружении братов-казаков благословляет вновь прибывшего на ратную службу. Так уж повелось, что казаки по первому зову государя должны были встать в строй, и, не раздумывая, идти сражаться за веру, царя и Отечество! Особо стоит отметить, что все казаки верующие люди. Казак без веры - это не казак. - Отец Андрей, настоятель саранского храма Кирилла и Мефодия, освятил и наши шашки. Теперь оружие стало «белым» и будет служить только при защите слабых, - пояснил Виктор Михайлович. - Моя жизнь после вступления в казачество стала несколько сложнее, появились новые обязанности, которые порой отнимают время. Но я не испытываю затруднений, а только удовольствие от новой ответственности перед обществом. Я казак и с меня должны брать пример. А еще казак всегда дорожит своей честью и никогда не скупится на деньги.

Слово старшего - закон

Во время разговора поинтересовалась у Сильдушова, есть ли среди его знакомых такие, кто хотел бы последовать его примеру. Он ответил что есть, однако многих останавливает то, что казачью справу они должны покупать сами. А стоит она недешево, к примеру, ему она обошлась в шестьдесят тысяч рублей. У многих просто нет такой возможности. - Вот когда в нашем государстве будут нормальные зарплаты, я думаю, многие захотят вступить в казачество и растить своих потомков в духе его традиций, - пояснил Виктор Михайлович. - Казаки воспитывают своих детей в безоговорочном уважении к старшим. Слово старшего - закон для маленького казачонка, и неважно это его родственник или посторонний человек. И если ребенок поступил неправильно - подзатыльник ему может дать любой взрослый. А у нас сейчас даже родители не могут наказать ребенка шлепком, а в основе русского воспитания всегда был кнут и пряник. Кстати, школа №30 в Саранске полностью кадетско-казачья. Ее директор - атаман казачьего общества «Свято-Предтеченское», войсковой старшина В.Б. Жаров. Я очень рад, что мой внук Степан сейчас учится в этой школе. Я уже купил ему нагайку и буду воспитывать в наших традициях.

Герой «Казарлы»

Первого сентября прошлого года, в день казачества, Виктору Михайловичу была вручена особая награда - крест, которая ему очень дорога. А также удостоверение казака, которое он получил раньше положенного срока. Атаман отметил его как одного из самых достойных членов общества. В.М. Сильдушов - сельский житель и поэтому ему есть где поупражняться со своей шашкой. Тем более, что он привык добиваться совершенства в любом деле, с которым когда-либо сталкивался. Вот и сейчас он уже мастерски владеет холодным оружием, нагайкой. Он также постоянный участник «Казарлы» - фестиваля, где бравые представители различных казачьих обществ показывают чудеса джигитовки и фехтования. Виктор Михайлович похвастался, что он запросто срубает пучок из восемнадцати лоз, рубит в ряд восемь полуторалитровых пластмассовых бутылок, наполненных водой! В Мордовии этого не делает ни один казак. В прошлом году на «Казарле» его обошел только казак из Шацка, который срубил десять полторашек!

Сильные духом

- Мало кто знает о такой борьбе, как казачий спас, а ведь ему не может противостоять ни один вид восточного единоборства, - продолжил Виктор Михайлович. - Казаки сильны своим духом и готовы умереть в любую минуту за веру, царя и Отечество. Ни в Европе, ни на Западе такого нет, а есть только у русского казака! А вы знаете, что означает слово «оголтелый» по отношению к сражающемуся казаку, идущему на смерть? Это когда во время битвы казаки оголялись по пояс, обращались к Богу, входя при этом в определенный транс, и мало кто мог справиться с ними в сражении в таком состоянии. Хотя, если подумать, то русский мужчина во все времена умел защитить себя и свою семью, причем мог использовать любые подручные средства! И только так должен действовать и сегодня. На данный момент мне не так важна внешняя атрибутика, как то, что я хочу показать, что в моем лице люди могут найти защиту. И мы никому не позволим на нашей земле вести себя неподобающим образом!

«Казачья вольница»

09-09 Не был бы Виктор Михайлович самим собой, если бы не нашел применение своему музыкальному таланту на новом поприще. Через месяц после вступления в казачество он создал ансамбль «Казачья вольница», который на данный момент является единственным в Мордовии. В репертуаре творческого коллектива, в основном, старинные народные казачьи песни. Их исполняют двенадцать человек - семь казаков и пять казачек. «Казачья вольница» уже выступала в Александровке, выезжала на Хопер, на казачий фестиваль в Москву. Уверена, что впереди у коллектива будут по-настоящему звездные гастроли….

Ирина ДОКИНА