Пенсионное обеспечение опекунов инвалидов с детства

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400­ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до достижения ими возраста 8 лет, либо опекуны инвалидов с детства или лица, являвшиеся опекунами инвалидов с детства, воспитавшие их до указанного возраста. Таким образом, действующим пенсионным законодательством определен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, к числу которых относятся родители инвалидов с детства, опекуны и лица, являвшиеся опекунами инвалидов с детства. Приемные родители не включены законодателем в круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию. При этом следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронажную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Семейного кодекса). Порядок установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, а также требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя), предусмотрены главой 20 Семейного кодекса, порядок образования приемной семьи и требования, предъявляемые к личности приемного родителя – главой 21 Семейного кодекса. Таким образом, опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Указанная позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации решением от 13.01.2009 № ГКПИ08­2132, при этом в данном решении также установлено следующее: «Для опекуна, который осуществляет свои полномочия на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки: отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (часть 2 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации); социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за обучение подопечного (пункт 2 части 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ); право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (подпункт 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173­ФЗ). В некоторых нормативных актах законодатель приравнивает в правах приемных родителей по объему прав к опекунам, о чем прямо указывается в норме закона: распоряжение средствами материнского (семейного) капитала (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256­ФЗ  «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»); стандартный налоговый вычет (пункт 4 части 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации); дополнительный выходной день (статья 319 Трудового кодекса). Из приведенных норм следует, что законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды государственной поддержки для опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, и для приемных родителей». Учитывая изложенное, приемные родители, исполняющие права и обязанности опекуна возмездно по договору о приемной семье, оснований для назначения досрочной пенсии по старости по правилам части 1 статьи 32 Закона «О страховых пенсиях» не имеют. Пенсия указанной категории граждан назначается на общих основаниях, при достижении общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 8 Закона «О страховых пенсиях».