Творческие и профессиональные ипостаси Александра Федорова

03-04 Приближаясь к определенному рубежу в своей жизни, человеку свойственно оглядываться назад, подводить определенные итоги, находить поводы для радости и гордости, еще раз, в мыслях, переживать самые яркие моменты… В январе 45-й день рождения отмечает Александр Федоров – заместитель начальника управления культуры. Дата не круглая, но знаковая: в этом же году исполняется 25 лет его творческой деятельности, хотя началось все гораздо раньше…

Первый выход на сцену

Случилось это в 1985 году, когда Саша учился в шестом классе в школе №15. Учитель русского языка и литературы Р.И. Конюшева вела театральный кружок, где ставились классические произведения из школьной программы: «Евгений Онегин», «На дне» и многие другие. Помимо этого, Александр с удовольствием бегал на репетиции в клуб им. Ухтомского, где играл в оркестре народных инструментов на балалайке и параллельно занимался в театральном кружке у Натальи Княжевой. Клуб уже закрывался на капитальный ремонт, поэтому премьерный показ спектакля на афганскую тематику «Мы пришли» состоялся в фойе второго этажа в усеченном варианте. Вместе с одноклассницей Ириной Барановой (сейчас заместитель директора ЦК им. Ухтомского И.А. Клюева) вел школьные концерты. На одном из них талантливого ведущего «заприметила» Н.М. Шевченко, возглавлявшая отдел культуры, и пригласила юношу вести городские концертные программы. Актерские способности пригодились ему и в старших классах, когда Александр Федоров стал комсомольским лидером в школе. Были мысли после окончания школы подать документы в театральное училище, но в силу ряда обстоятельств пришлось изменить решение в пользу исторического факультета МГУ им. Огарева, куда поступил в 1989 году.

Режиссер эстрадных программ

Несмотря на плотный график учебы, интерес к творчеству в университете получил новый импульс. Александр загорелся идеей поставить полную версию спектакля «Мы пришли». Он заручился поддержкой Натальи Княжевой и взялся за дело вместе с сокурсниками. В ежегодной «Студенческой весне» Федоров отвечал за блок эстрадных номеров в концертной программе. А на четвертом курсе получил приглашение попробовать свои силы в журналистике: учившийся на год старше Валерий Маресьев стал главным редактором газеты «Вечерний Саранск», и первым костяком редакции стали студенты-историки. После нескольких знаковых публикаций, Александру предложили вступить в Союз журналистов России. Ближе к завершению учебы надо было определяться: с чем связать свою жизнь. Журналистика – это тоже творчество, но несколько иного направления. И тут снова вмешалась судьба в лице Н.М. Шевченко, которая пригласила Александра провести митинг 9 Мая в Рузаевке. А потом поставила перед фактом: есть интересная работа. В Рузаевке как раз открывался городской Дом культуры, и Надежда Михайловна сделала ставку на молодежь. Так Александр Федоров стал режиссером эстрадных программ. Если вспомнить то время – середина 90-х, то эстрады в Рузаевке почти не осталось. Те ВИА, которые некогда существовали на предприятиях, в кризисные 90-е распались. Конечно, новоиспеченный режиссер с азартом взялся за дело, и в 1995 году состоялась его первая премьера – эстрадное шоу «Сумасшедший вечер». Первый «блин» оказался удачным, и с этого момента ежегодно, на протяжении семи лет, Александр представлял публике эстрадные программы.

В 23 года - директор

Через полтора года Шевченко доверяет Александру Федорову пост директора городского Дома культуры. Как он признается, чувствовал себя не очень уверенно – стать в 23 года руководителем, когда рядом именитые музыканты, которых знал с детства... Но Надежда Михайловна смогла убедить и заставила поверить в свои силы. В течение двух с половиной лет удалось сделать очень многое. Можно смело утверждать, что в сфере культуры в Рузаевке был сделан большой шаг вперед. До этого в городе не было постоянно действующего хореографического коллектива, а с приглашением на работу в ДК талантливых хореографов Светланы Комаровой и Елены Кошельковой в Рузаевке появились «Экслент альянс» и «Дивертисмент», которые существуют и поныне, получив звание народных коллективов. Еще один яркий молодой специалист пришел в ДК в то время: Елена Рябова стала руководителем ансамбля «Мозаика», который успешно продолжает работать и сегодня. Через Наталью Княжеву Александр Федоров познакомился с ребятами, которые собирались в лицее №4 и репетировали спектакль А.Н. Островского «Не все коту Масленица». Он предложил им перейти «под крыло» Дома культуры. Так в ДК появилась театральная студия «Дебют».

Тележурналистика или культура?

Очередной виток судьбы привел Александра Федорова на ГТРК в легендарную тогда «Команду-1». Правда, он застал последний период ее работы, но все же это был бесценный опыт общения с известной журналисткой Валентиной Дворянчиковой, с коллегами по творческому цеху Андреем Байковым, Александром Башариным и другими. И впоследствии этот опыт пригодился, когда в Рузаевке организовывалась своя телестудия «Апрель». А чуть позже и студия «Арт+», которая вела видеолетопись событий культурной жизни. В конце 90-х после ремонта открылся клуб им. Ухтомского, и его директор Валентина Апарина предложила Александру Федорову должность художественного руководителя. Но здесь он проработал недолго – Надежда Шевченко снова приглашает его в городской Дом культуры режиссером, на этот раз мероприятий различной тематики.

Чиновник

В 2005 году у руля рузаевской культуры встала Ольга Кострова. И сразу же предложила Федорову стать ее заместителем. Сначала он согласился, но после двух дней раздумий принял решение отказаться. Ольга Петровна оказалась настойчивой, нашла убедительные аргументы, и так Александр оказался в новой ипостаси. Но кресло чиновника не означало удаления от творчества, просто его масштаб многократно вырос. – Я благодарен Ольге Петровне за эти восемь лет тесной и плодотворной работы, – говорит Александр Федоров. – Любые мои идеи, инициативы она поддерживала, и 99% из них были реализованы. В эти годы в Рузаевке зарождаются новые интересные проекты: муниципальные фестивали эстрадной песни «Созвездие», патриотической песни, песен о Рузаевке. До сих пор проводится фестиваль народной песни им. Л. Руслановой, который дает возможность сельским талантам встречаться и обмениваться опытом. В середине 2000-х он пробует себя в качестве режиссера массовых мероприятий на стадионе: юбилеи Победы, Дни города и района. «Это безумно сложно – свести воедино огромное количество людей, декорации, но и настолько же интересно», - делится впечатлениями Александр. Он уже был режиссером фестивальных программ «Шумбрат, Мордовия!», начиная с самых первых, когда выступал в роли помощника Н.М. Шевченко. Рузаевский район на фестивале все эти годы был в числе призеров и неоднократно становился победителем. Рузаевка, пожалуй, единственный район в Мордовии (не считая Саранска), где проводились масштабные мероприятия на стадионах без привлечения специалистов со стороны. В столице это заметили и стали доверять рузаевцам проводить республиканские мероприятия, в том числе и спортивные. Пять лет назад у Александра Федорова выдался год, «урожайный» на события: он представил свой первый творческий вечер, на котором решил поделиться мыслями, рассказать о себе зрителям в песнях. Программа была восторженно принята публикой. Немало благожелательных отзывов прозвучало в его адрес. За активную совместную работу с Рузаевским благочинием в области культуры Александр Федоров был удостоен Архиерейской грамоты и медали «Милующее сердце III степени». Ежегодно проводился Пасхальный фестиваль, Рождественские концерты, и эта деятельность получила высокую оценку. Самой неожиданной и приятной наградой стало присвоение почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Мордовия». На тот момент он был самым молодым обладателем данной награды. – Я занимаюсь любимым делом не ради званий, славы или денег, – отмечает Александр Федоров. – В первую очередь, моя работа приносит мне удовольствие.

Лариса КРЮЧЕНКОВА