О чем болит душа?

00030-09 Что значит для каждого из нас малая родина, место, где человек появился на свет, где жили и трудились его родители, и где живут и будут жить его дети и внуки? Для кого-то ровным счетом ничего, а для кого-то очень многое. Ко вторым можно смело отнести нашего земляка председателя профкома эксплуатационного депо Рузаевка В.А. Филимонова…

О семье

Отец Владимира Алексеевича – Алексей Иванович всю жизнь проработал на железной дороге. Сначала кочегаром паровоза, помощником на паровозе, помощником машиниста тепловоза и электровоза и машинистом на этих видах тяги. Мама, Екатерина Никифоровна, трудилась в дистанции гражданских сооружений. Брат, Юрий Алексеевич, работал главным инженером локомотивного депо, а начинал с помощника машиниста, был машинистом. Пятнадцать лет работал машинистом-инструктором. Вот так эта обычная рузаевская семья тесно связала свою жизнь с одним из главных предприятий нашего города. И не удивительно, что не может оставаться Владимир Алексеевич равнодушным к тем переменам, которые уже давно происходят на градообразующем предприятии Рузаевки…

О себе

Владимир окончил СОШ №15, потом была служба в ракетных войсках стратегического назначения. Сначала в учебном подразделении, а затем в боевой части – полтора года на Украине в Николаевской области. С положительными эмоциями он вспоминает годы своей армейской службы, говорит, что они дали ему многое, а главное, осознание порядка и дисциплины, присущие Советской армии. Отношения с сослуживцами разных национальностей (украинцами, белорусами, татарами) также были приятельскими. - После службы в армии я сказал дома, что тоже пойду работать на железную дорогу. И очень удивился, когда не отец, а мать ответила мне, что ей бригадный дом в семье не нужен, - вспоминает Владимир Алексеевич. – В то время в депо уже работали мой отец и младший брат. И тогда я устроился токарем на «Химмаш». Однако, постигая рабочую специальность, молодой человек получил травму: произошел несчастный случай - из токарного станка вылетела заготовка и угодила ему прямо в левый висок. Бороздка шрама навсегда осталась на его лице. В это же время Владимир поступил на заочное отделение в Куйбышевский железнодорожный институт по специальности «инженер железнодорожного транспорта». Но через некоторое время перевелся в Рузаевский институт машиностроения. Но и тут судьба приготовила новый сюрприз. Владимир все-таки воплотил мечту своей юности – он ушел с завода. - Железная дорога все же притянула меня к себе. От судьбы, как говорится, не уйдешь, - усмехнувшись, добавил В.А. Филимонов. – Здесь прошла профессиональная деятельность моих родителей, соседей, друзей. Я, как и мои ровесники, можно сказать, с детства знал, что такое «тендер» и «стоккер». Видел, каким приходит отец с рейса. Как в маленькой комнатенке без всяких удобств к его приходу были готовы два чайника с горячей водой. Здесь же он мылся от сажи и копоти, а потом отдыхал до следующей смены. Иногда отец брал нас с братом с собой в поездку (тогда это не возбранялось руководством). Было так интересно сидеть в кабине и воображать, что сам ведешь поезд. Вдаль убегали километры путей, родные просторы, холмы, перелески… И эти детские воспоминания навсегда остались в моей памяти.

О профессиональной деятельности

В 1987 году В.А. Филимонов возглавил профсоюзную организацию локомотивного депо. Специфика деятельности профсоюзного лидера – защита интересов трудящихся. Вот так просто и расплывчато можно прокомментировать деятельность профкома. Если человека незаслуженно наказали или обидели, либо незаконно лишили премии, либо объявили выговор… Обязанности руководителя профсоюза поддержать работника и отстоять его права. В депо создана специальная комиссия по трудовым спорам, в которую и обращаются железнодорожники. - Мы не оставляем без внимания ни один прецедент. Разбираясь, приходим к выводу, что наказание работника произошло незаконно. На заседании комиссии отменяем, к примеру, выговор, возвращаем премию, - рассказывает В.А. Филимонов. – Огорчает только то, что помочь удается далеко не всем. Так что моя профессия – это постоянная работа с людьми. А это тысячи разных характеров, темпераментов. К концу рабочего дня обычно спрашиваю себя: «А что я сегодня полезного сделал?» И сам себе отвечаю: да ничего! Меня это серьезно расстраивает. А иногда, наоборот, когда кому-то в чем-то удалось помочь, испытываю настоящее удовлетворение. Особенно сейчас, во время экономического кризиса, когда нет работы, а коллектив необходимо каким-то образом сохранять. Порой, как этого ни жаль, а приходится чем-то поступаться. К примеру, сейчас в депо много «лишних людей», потому что сократились перевозки. Железная дорога – это показатель работы отечественной промышленности. Если функционирует производство, выпускаются товары, значит нам есть что перевозить. А если нечего возить, то машинисты и помощники подчас даже не вырабатывают норму часов. Это плохо, в первую очередь, для их семей, во вторых, для бюджета, куда также идет меньше отчислений. Приходится думать, каким образом людей обеспечить работой. Мы предлагаем им различные командировки: на сегодняшний момент есть депо, в которых не хватает людей. Там они могут подзаработать, да и у нас производительность труда тоже будет выполнена. Во время кризиса чаще происходит и нарушение трудового законодательства, особенно когда людей на предприятии избыток. К сожалению, в настоящее время потеряна связь между органами власти и обычными железнодорожниками. А причина, по моему мнению, в том, что руководители, которых назначают сегодня, все приезжие из других регионов. Для них это очередная ступенька в карьерной лестнице. В былые времена руководитель был хозяйственником, который отвечал за все. Таких воспитывали, взращивали в собственном коллективе, а сейчас начальник – это менеджер.

О перспективах развития

В настоящее время железная дорога встала на путь экономии и развивает отрасль там, где это выгодно. Станция Рузаевка – это просто станция, через которую проходят поезда. Если раньше на Рузаевском отделении дороги работало около одиннадцати тысяч железнодорожников, то сейчас только шесть. Меня волнует только то, чтобы город наш каким-то образом сосуществовал, чтобы где-то организовывались рабочие места. Не рынки и магазины, которых уже избыток. Мне было бы очень интересно, чтобы кто-то, к примеру, вложил свои деньги (если они есть) в какое-то производство. Ведь наш город имеет очень выгодное географическое расположение, на пересечении автомобильных и железнодорожных дорог. В Рузаевке много высококвалифицированных кадров, которые раньше работали на заводах и сохранили свое мастерство. Есть институт машиностроения, который готовит высококлассных инженеров. Так почему бы не обратить внимание на такой городок? Пока не будет у нас рабочих мест, на которых что-то производят, ни о каком развитии не может быть и речи. Очень хочется помочь своим землякам в плане улучшения жизни. В России живут по-разному, а лично мне интересно, как живет наш народ. Я часто общаюсь с людьми, они рассказывают мне о массе своих проблем. Сейчас за все нужно платить деньги, в том числе за образование детей, здравоохранение. А их надо где-то зарабатывать…

О природе

Очень волнует экология нашего города. Я часто фотографирую на телефон, мягко скажем, неприглядные места Рузаевки. Не понимаю своих земляков, которые так наплевательски, по-свински относятся к родному городу, хотя по натуре считаю себя добрым человеком. Считаю, что в этих случаях местная власть должна работать жестко. Если изуродовали, раздолбили декоративный забор по улице Карла Маркса, то обязательно надо найти этих вандалов и наказать! И наказать непременно рублем! Пусть долго работают, чтобы искупить причиненный ущерб. Сломал большой оболтус дерево, нужно заставить его посадить десять таких деревьев. В Израиле, который расположен в пустыне, высадили 250 миллионов деревьев. А мы не ценим того, в каком благодатном крае живем, и так по-варварски относимся к своей родной природе! Посмотрите, как загажен сейчас левженский лес! Пора уже что-то делать, иначе вся наша страна превратится в большую свалку. Как-то по весне я работал в гараже. Смотрю, мой сосед выносит два ведра мусора и идет с ними в поле, тогда еще снег везде лежал. Спрашиваю его: «Ты куда ведра-то понес?» Отвечает: «Да вон в поле мусор выброшу»… Говорю: «А это чье поле? Немецкое или турецкое?» «Нет, – отвечает, красносельцовское»… Мимо наших гаражей вообще страшно ходить, складывается впечатление, что этих людей, которые загадили всю окрестную территорию, вообще никогда не воспитывали. Считаю, что бороться с этим можно только внушительными штрафами. Выбросил мусор – заплати! Ведь страна начинается не только с экономики, а с каждого ее жителя. А если голова у человека не работает, если он мусорит, загаживает свой дом, малую родину, то что он будет делать на производстве?!

О сохранении истории

Город стальных магистралей славится своей историей. Она хранит имена железнодорожников, стоящих у самых истоков революционной Рузаевки. По инициативе братьев Филимоновых в третий раз был восстановлен музей предприятия. Изданы две книги об истории Рузаевского локомотивного депо. Первая была приурочена к 110-летию предприятия. Вторая вышла в свет в прошлом году - к 120-летию депо. В книгу вошли очерки члена Союза журналистов, Союза художников России В.И. Колмыкова о разных поколениях рузаевских машинистов, которые трудились на железной дороге как в годы Великой Отечественной, так и в мирное время. На обложке внушительного издания фотография машиниста Слепцова, которому на сегодняшний момент уже почти девяносто лет! Много сил приложили Владимир и Юрий для сохранения памяти о прошлом локомотивного депо. Благодаря им был открыт Центр реабилитации машинистов, появилась стела возле исторического здания депо, где трудилось не одно поколение рузаевских железнодорожников.

О рабочих местах и узловой больнице

- Больно осознавать, что на сегодняшний момент старинное здание депо осталось бесхозным и постепенно приходит в негодность, - говорит В.А. Филимонов. – Это началось во время реформирования локомотивных депо, когда их делили на эксплуатационные и ремонтные. Тогда стал вопрос, а что делать с персоналом, куда же нам девать триста человек ремонтников, которые останутся без работы? Мне посоветовали перенять опыт депо Александров на Московской дороге. Это было в начале двухтысячных годов. Мы поехали туда втроем и увидели, как решаются вопросы трудоустройства «лишних» людей. Вернулись с грандиозными планами на переустройство своего предприятия. Разработали документацию по организации необходимого ремонта. Но, как оказалось, наши разработки оказались никому ненужными. Триста ремонтников оказались на грани увольнения! Мне много раз приходилось подписывать документы о сокращении работников. И поверьте, в тот момент мог услышать в свой адрес самые нелицеприятные слова. Настроение тогда было ужасным. Мы решили написать Председателю Комитета по промышленности Государственной Думы РФ Ю.Д. Маслюкову. Спустя две недели приехали высокие чиновники из Самары и стал решаться вопрос о сохранении рабочих мест, тогда из трехсот человек были уволено семьдесят. А еще нам удалось эти мастерские переоборудовать для ремонта путевых машин. Это была большая радость для меня: мы смогли сохранить людям работу! Однако потом господа-реформаторы решили создать в Октябрьске огромный цех по ремонту всей путевой техники дороги. После чего наши мастерские закрылись за ненадобностью! Конечно, глобальные реформы - это хорошо. Но для таких городков, как наш, они становятся локальными и больно бьют по всем жителям. То же самое чуть было не случилось с нашей железнодорожной больницей в 2014 году. Я тогда писал обращения куда только мог, но никакого толку не было. Тогда мы решили пойти на крайние меры и организовать первого февраля митинг. Но за три дня до этого в Рузаевку приехали чиновники из Москвы, Самары, Пензы. Сели за «стол переговоров». На этом этапе нас очень поддержала глава администрации района Н.В. Иняткина. Представитель департамента здравоохранения ОАО «РЖД» А.И. Азаров, сам хирург по образованию, высоко оценил организацию лечебного дела в узловой больнице и поблагодарил меня за то, что организовал приезд комиссии. Правда, вся эта нервотрепка отрицательно сказывается на здоровье. ...Слушая Владимира Алексеевича, я искренне порадовалась тому, что одну из крупных профсоюзных железнодорожных организаций Рузаевки возглавляет именно такой человек. Неравнодушный, искренне переживающий за судьбу предприятия и родного города.

Ирина ДОКИНА