Из династии железнодорожников

00020-07 Нина Мельчёхина – потомственная железнодорожница. Отец, В.А. Наркаев, почётный железнодорожник, начинал кондуктором, затем, после окончания Уфимского железнодорожного техникума, работал дежурным по Пензенскому парку станции Рузаевка. Перед уходом на заслуженный отдых возглавлял общий отдел Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги. В памяти Нины он сохранился как высокий, красивый мужчина в железнодорожной форме и с портфелем, в котором всегда приносил гостинцы любимой дочурке. Поначалу девочка думала, что их передают ей лисичка, медвежонок и зайчишка. Только позже она узнала, что конфеты он брал утром из дома, чтобы вечером порадовать ребёнка. Мама, Александра Алексеевна, работала стрелочником, стрелком военизированной охраны, ездила проводником пассажирских вагонов. На пенсию ушла с должности оператора поста электрической централизации. Ещё будучи школьницей, Нина частенько приходила к отцу на пост ЭЦ, где он ещё работал дежурным по станции. Она, как заворожённая, наблюдала, как её папа ловко управляется с огромным механизмом крупного железнодорожного узла. Ей очень нравилась его работа и уже тогда она решила для себя, что после окончания школы обязательно станет железнодорожницей, как и её родители. Но сначала она стала студенткой Канашского финансового техникума, где, проучившись всего десять дней, поняла, что это не её. В 1980 году девушка поступила на вечернее отделение Рузаевского филиала Куйбышевского института инженеров транспорта на факультет «Управление процессами перевозок». Одновременно начала работать оператором при дежурном по станции Рузаевка. Радости её не было предела. Наконец-то её мечта сбылась – она стала железнодорожницей! Гордость за свою профессию просто переполняла её. Ведь теперь, по сути, она «второй человек» после дежурного, который управляет всеми поездами. Поэтому ходила на работу как на праздник. Работа была интересной и в то же время сложной. Но рядом были опытные наставники – Л.А. Гришина и В.Г. Храмцова, о которых она и сейчас вспоминает с любовью, уважением и теплотой. Они охотно делились с девушкой своим богатым опытом. Когда уже Нина села за пульт дежурного по станции, Валентина Храмцова предупредила: «Я буду стоять сзади с указкой. Если нажмёшь не на ту кнопку, получишь по рукам!». Конечно, это была шутка, никто не бил, но спрашивали строго. Интересную историю Нина Васильевна рассказывает о том, как она познакомилась со своим будущим супругом, тоже железнодорожником. В июле 1982 года она со своей подружкой, Ириной Шмыгиной, поехала в Инзу за золотыми сережками. Серьги не купили и, чтобы не ждать вечерней электрички, попросились на электровоз грузового поезда, который следовал на Рузаевку. Локомотивная бригада была молодая, в пути познакомились. Поначалу Владимир, будущий супруг, не понравился Нине – какой-то скучный и стеснительный. Но когда Владимир пригласил её на танцы в местный клуб железнодорожников, она не отказалась. Так возникла дружба, постепенно перешедшая в любовь. И уже в октябре сыграли свадьбу. «Вот так, - шутит Нина Васильевна, – поехала за серёжками, а привезла мужа!». Через год родилась дочка Оленька, а Нина Васильевна после декретного отпуска вышла работать уже инженером по охране труда и безопасности движения поездов. Работать начала с января, а уже 23 февраля произошёл первый в её служебной практике тяжёлый травматический случай с составителем сортировочной горки, которому отрезало ногу. Чуть позже трагически погиб еще один составитель горки. Мельчёхина очень тяжело переживала случившееся. С тех пор она по-настоящему научилась ценить жизнь людей, своих коллег по работе. И каждый раз, проводя беседы с работниками станции по охране труда и безопасности работы на железной дороге, она старается достучаться до их сознания, что жизнь даётся только один раз, напомнить им о том, что дома их ждут живыми и здоровыми. Когда ещё существовало Рузаевское отделение Куйбышевской железной дороги, ежегодно проводились конкурсы на лучшего инженера по охране труда, на лучшее предприятие узла по вопросам охраны труда. И станция, и сама Нина Мельчёхина, как инженер по охране труда, неоднократно занимали призовые места с вручением денежных премий. А в 2013 году Нина Васильевна была награждена Почётной грамотой Главы Республики Мордовия. По стопам своих родителей пошли и дети Мельчёхиных. Ольга и Дмитрий окончили Пензенский железнодорожный техникум. Сын продолжает учиться в Самарском государственном университете путей сообщения. Оба работают на железной дороге. Ольга – оператором сортировочной горки, Дмитрий – дежурным по станции Рузаевка. Династия железнодорожников Наркаевых-Мельчёхиных продолжается.

Вячеслав ИВАНОВ