Переход организаций на подачу документов на недвижимость в электронном виде

Отвечает начальник отдела государственной службы и правового обеспечения Управления Росреестра по Республике Мордовия – А.Н. Петрунин.

1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому юридические лица с 1 марта 2025 года смогут подавать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество только в электронном виде, т.е. через многофункциональные центры в бумажном варианте документы подать уже будет нельзя.

Указанное правило не распространяется на сделки, которые заключены организацией с гражданами. Такие сделки по прежнему можно будет подать через МФЦ (за исключением договоров участия в долевом строительстве, которые предоставляются только в форме электронных документов).

В электронном виде документы подаются через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра, где выбирается соответствующий вид обращения (кадастровый учет, регистрация, внесение изменений и т.д.).

Электронные образы документов, прилагаемые к заявлению, должны быть подписаны электронными подписями лиц, которые подписали данные документы на бумажном носителе или лиц, уполномоченных на заверение документов в соответствующей организации.

При наличии временной технической невозможности подачи документов в электронном виде юридические лица вправе будут подать документы в бумажном варианте через МФЦ. Информация о наличии временной технической невозможности подачи документов незамедлительно с момента ее обнаружения размещается Росреестром на своем официальном сайте с указанием времени возобновления технической возможности подачи документов.

На 9 месяцев по подаче документов предоставлена отсрочка крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся юридическими лицами, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам, гаражным, жилищным и жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. До 1 января 2026 года данные организации смогут подавать документы по-прежнему - в МФЦ.

Для подачи документов в электронном виде отправителю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а также соответствующие программы для подписания документов.