Рост популярности электронных услуг стал одной из тенденций на российском рынке недвижимости в последние годы. Во многих регионах России вопросы регистрации прав на квадратные метры россияне все чаще предпочитают решать в режиме онлайн. В Мордовии указанные сделки пока занимают не очень большое количество.
Многие граждане задаются вопросами - являются ли электронные документы столь же юридически значимыми, как и бумажные, и в чем плюсы и минусы электронной регистрации?В данной статье мы попытаемся разобраться как законодательно защищены участники сделки при ее регистрации без посещения Росреестра или МФЦ.
Сделки из любого места
Период пандемии в последние два года сформировал четкий запрос на цифровизацию в различных областях, не исключением из которых оказался и рынок недвижимости.
Клиенты готовы решать свои жилищные вопросы, не выходя из дома или офиса соответствующей организации - с помощью удаленных услуг. Если раньше россияне чувствовали дискомфорт от необходимости вести дела без пакета документов под рукой, без личного присутствия на объекте, то, по наблюдениям экспертов, сейчас можно говорить о революции в подходах: участники рынка стали более мобильными, готовыми к диалогу на расстоянии, привлекая для этого технические ресурсы.Впрочем, далеко не все представляют себе возможности, которые обеспечивает сегодня государство для сделок с недвижимостью. Например, у человека стоит вопрос собрать пакет документов для ипотеки и присмотреть несколько объектов на вторичном рынке соответствующего поселения, особенно в другом городе. По личным обстоятельствам вы не можете все бросить и улететь или уехать на сделку. При этом риелтор предлагает оформление с электронной регистрацией. Да, при этом вы не получите на руки бумажный документ с синей печатью. На электронную почту вам придет выписка из ЕГРН с электронной подписью Росреестра. Она подтвердит, что вы собственник объекта. Если вы не соглашаетесь, время может быть упущено и сделка может не состояться.
По мнению экспертов, страхи в данном случае были безосновательными, и не оценив свои возможности, вы можете упустить привлекательную ставку, под которую банк одобрил ипотеку. Электронная регистрация прав на объект недвижимости остается одним из эффективных инструментов, который будет крайне востребован в ближайшей перспективе по целому ряду причин. Этот механизм закреплен на законодательном уровне и широко применим.Государство отслеживает всю недвижимость в России. Таким контролем занимается специальный госорган — Росреестр (в лице своих территориальных органов – управлений в регионах). Он ведет Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в котором хранит все данные о домах, квартирах и земельных участках. Например, вид объекта, кадастровый номер, площадь, а также ФИО собственника. Если у жилья появился новый хозяин, он должен переоформить недвижимость на себя. Для этого он подает в Росреестр заявление на регистрацию и пакет документов. Сделать это можно в МФЦ, у нотариуса или в электронном виде через интернет.
От простого к сложному
Главное заблуждение граждан, отказывающихся от электронной регистрации права на недвижимость, в том, что электронные ресурсы могут быть ненадежны и что электронную подпись, которую получают продавец и покупатель, можно подделать или украсть. Однако, как показывает практика, бумажный документ подделать также можно, а реестр прав на недвижимость итак ведется Росреестром в электронном виде.
Электронное оформление сделки позволяет отправить документы на государственную регистрацию права собственности без посещения МФЦ или нотариуса. Это делается в электронном виде на сайте Росреестра или в специальных сервисах. Схема действий зависит от объекта сделки: приобретается ли он на первичном или вторичном рынке, а также от статуса покупателя и продавца. При этом для электронной сделки нужно предоставить ровно тот же пакет документов, что и для бумажной.В 2020 году крупнейшие девелоперы начали фиксировать рост сделок с использованием онлайн-сервисов. Увеличение доли электронного подписания и онлайн-регистрации на первичном рынке было вызвано не только работой в условиях пандемии и ряда ограничений, но и понятным механизмом взаимодействия. После того как продавец и покупатель подписывают договор купли-продажи, риэлтор, банк, застройщик или другой посредник заполняет заявление на регистрацию и прикладывает к нему сканы необходимых документов. Электронные подписи, которые являются аналогом обычной подписи и которые выпускают только уполномоченные организации, получает каждый участник сделки. Без такой подписи невозможно оформить заявку на регистрацию.
После этого документы отправляют в Росреестр, где они проходят проверку и, если причин для отказа не обнаруживают, то происходит регистрация. Продавец и покупатель получат на электронную почту электронную выписку из ЕГРН, подписанную электронной подписью регистратора, подтверждающую смену собственника, штамп о регистрации в форматах html и xml. То есть оформление документов проходит ту же цепочку, как это было бы с бумажным пакетом документов при визите в МФЦ.В сделках со вторичной недвижимостью электронная регистрация перехода прав сложнее, поскольку включает в себя еще один предварительный этап. Собственник-продавец должен написать разрешение на электронную регистрацию и передать его через МФЦ в Росреестр или удостоверить личность у представителя банка (тогда можно обойтись без дополнительного визита в МФЦ).
Время — деньги
Зарегистрировать сделку удаленно можно в любом сегменте рынка жилья: при приобретении квадратных метров в новостройке или на вторичном рынке, при покупке дома или земельного участка.
Электронная регистрация экономит время и деньги, а в условиях волатильности на финансовых рынках и возросших геополитических рисков и нервы участников сделки.Практика 2020 года, когда в период пандемии центры госуслуг временно перешли на новый формат работы и перестали принимать граждан, показала, насколько уязвимым может стать рынок без цифровых возможностей для рутинных процессов. Более того, скорость электронной регистрации сделки проходит в два раза быстрее, чем рассмотрение регистратором бумажного заявления, на которое может уйти до 9 рабочих дней. Важно, что в случае ошибки в документах регистратор приостанавливает регистрацию и уведомление об этом отправляет на электронную почту, что также позволяет быстрее реагировать на ситуацию.
Участникам сделки не нужно ехать в МФЦ дважды: чтобы подать заявление и забрать готовые документы. При желании заполнить заявление можно даже из дома. А если вы регистрируете переход прав через посредника (например, через Сбербанк), в ходе визита в его офис вы сможете подписать договор, решить вопрос с оплатой и сразу отправить заявление в Росреестр. При этом иногда электронная регистрация помогает получить дополнительные бонусы. Так, некоторые банки готовы снизить ипотечную ставку, если покупатель решает оформить сделку онлайн.В условиях непростой ситуации в экономике электронная регистрация подойдет и тем, кто покупает недвижимость в другом городе. Такая покупка может быть продиктована разными обстоятельствами, например, желанием сохранить накопления, диверсифицировать риски, переложив часть средств в квадратные метры, или иметь квартиру у моря для семейного отдыха. Возможные сложности с транспортной логистикой затруднили бы соответствующую сделку. Однако сейчас продавец и покупатель могут участвовать в сделке на расстоянии, начиная от этапа просмотра объекта, заканчивая оформлением перехода права собственности.
Статистика последнего времени подтверждает, что онлайн-сделки в недвижимости будут применяться все чаще. В условиях турбулентности на рынке и давления со стороны геополитического фактора покупателям и продавцам недвижимости особенно важна скорость принятия решения и оформления документов.