Машинист, поэт, футболист

Лед под рыбаком у соседней лунки провалился внезапно. Заядлый рыболов Сан Саныч Слепцов боковым зрением уловил едва заметное движение. А старик Коновалов уже по пояс барахтался в ледяной воде. Надо спасать! – молниеносно пронеслось в сознании. Рыбацкие лунки находились в метрах ста друг от друга. Слепцов лег на живот и смело пополз к утопающему…

Фото на обложке

Фотография Александра Александровича Слепцова красуется на обложке книги Владимира Колмыкова «Господа механики». Она была написана к 120-летию паровозного, локомотивного, эксплуатационного депо Рузаевка. Рассказывается в ней о наших земляках, славных тружениках стальных магистралей – машинистах и помощниках паровозов и электровозов. Именно к этой когорте железнодорожников и принадлежит наш герой, сорок один год отработавший на «чугунке». На этой неделе он отметил замечательный юбилей – 90-летие со дня рождения! Александр Слепцов появился на свет в деревне Полянки Зыковского района 28 ноября 1928 года. Отец, Александр Петрович, работал в Рузаевксом ОРСе. А мама, Анастасия Филипповна, всю жизнь трудилась поваром в столовой вагонного депо. Воспитывали они пятерых детей. Саша был предпоследним. Самая старшая сестра Валентина с 1923 года, Владимир - с 1925, Мария с 1927, Анатолий с 1932. Сейчас в живых из них уже никого не осталось.

Переезд

В 1930-м году семья Слепцовых переехала в Рузаевку. Отец купил квартирку на улице Почтовая, 15, сейчас Гагарина. Детство Саши проходило, как и у всех мальчишек довоенного времени. Ребята резвились и играли в подвижные игры на улице: «чижик», «клек», «чушки», или по современному «городки» и, конечно, помогали родителям по хозяйству. Но беззаботная пора оборвалась очень рано – началась война. Александру было всего тринадцать лет. Он учился в пятой школе, тогда она носила номер 40.

- После пятого класса учеников распределили по всем школам Рузаевки. Нас в 38-ую, кого-то в 37-ую. Потом они стали школами 15 и 16. А в нашей школе №5 открыли эвакогоспиталь, - рассказывает Александр Александрович. -После шестого класса всех ребят, не спрашивая нашего желания, отправили на медкомиссию и определили на учебу в Рузаевское железнодорожное училище №1. Шла война и страна готовила новые кадры. Здесь мы прошли школьную программу до седьмого класса и на этом наше образование окончилось.

Подростки-железнодорожники

Зимой 1942-43 года в госпитале, расположенном в школе №5, произошла авария: из строя вышла система отопления. Тяжело- раненых вывезли в частные дома. Исправлять ситуацию пришлось четырнадцатилетним ученикам железнодорожного училища. Мальчишки под руководством мастера заменили все трубы. Правда, котел, в целях безопасности, ремонтировали взрослые специалисты. Это было первым испытанием для юных железнодорожников, с которым они достойно справились. А потом (в 1943 году) была командировка на Украину, в город Харьков, где рузаевские ребята восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Их везли в товарных вагонах, которые попали под бомбежку, но, к счастью, все обошлось. Саша Слепцов со своими товарищами пять месяцев был чернорабочим харьковского ТЭЦ-3. Позднее подросткам даже предложили остаться здесь на постоянное место жительства. Но очень тянула малая родина. Так Санек вновь стал воспитанником железнодорожного училища в Рузаевке.

- В 1944 году мы окончили учебное заведение по специальности «Слесарь по ремонту паровозов». И было нам тогда по 15 лет. В составе передвижной паровозоремонтной колонны №24 МПС выпускников ЖУ №1 отправили в Башкирию, на станцию Дема. Это был целый поезд со своей электростанцией, механическим, слесарным и токарным цехами, кухней, складами, теплушкой-общежитием и штабом. Настоящий передвижной завод! – поясняет старейший железнодорожник. – Он был сформирован для оперативного ремонта подвижного состава на прифронтовой территории. По рельсам мы подъезжали к сломанному или поврежденному бомбежкой паровозу и быстро его чинили! Тогда нас приравнивали к военным и выдавали специальный паек. Повар готовил трехразовое питание. Обед обязательно состоял из двух блюд. К концу войны нашу колонну перегнали на станцию Раевка Куйбышевской железной дороги. Там мы и встретили Победу!

За ударную работу в годы войны Александр Слепцов был отмечен правительственными наградами: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и военной Почетной грамотой, подписанной Министром путей сообщения СССР Ковалевым.

Профессия на всю жизнь

Отец Александра вернулся с фронта в 1944 году. Он дважды был ранен в голову и демобилизован по состоянию здоровья. Всего три года прожил дома и умер. Александр приехал в Рузаевку на похороны отца. Случайно узнал, что идет набор помощников машинистов в Рузаевскую дорожно-техническую школу. Решил он тогда вернуться в родной город. Заехал в Куйбышев, в управление дороги к начальнику локомотивной службы. Все ему рассказал. Чиновник проникся к непростой судьбе юноши и написал приказ, в котором говорилось, что его должны принять на работу помощником машиниста в Рузаевское локомотивное депо. После полугодичного обучения в дортехшколе в 1947 году Саша Слепцов стал полноправным членом локомотивной бригады.

А потом (в 1949 году) была дорожно-техническая школа в Пензе, где обучали на машинистов паровозов. Но через полгода, 5 марта 1950 года, Александра призвали на срочную службу в армию. Три с половиной года он прослужил в войсках ВДВ. После демобилизации ему пришлось вновь вернуться на год в пензенскую дортехшколу. А затем начались будни машиниста. Сначала наш герой водил паровозы, в том числе и знаменитую «Лебедянку». В 1960 году пересел на электровоз. Через два года сдал экзамен на машиниста второго класса. А в 1971 году стал уже первоклассным механиком. Сначала Сан Саныч, как ласково сокращенно называли его коллеги, водил грузовые составы, а последние пятнадцать лет пассажирские поезда. Ездил до Сасово, Налейки и Пензы. Трудовые будни нашего героя продолжались до 1983 года, до самого выхода на заслуженный отдых.

Спорт, рыбалка, поэзия

Спортом Саша Слепцов занимался с детства. В школе бегал на лыжах. А в юности всерьез увлекся футболом. Гонял мяч еще когда работал в Раевке. В депо играл в команде «Локомотив 1» с номером шесть на майке. В 1956 году железнодорожная команда стала чемпионом города, а затем и Мордовии. А также серебряными призерами Куйбышевской железной дороги.

Другой страстью Сан Саныча всегда была рыбалка. Зимой он не упускал момента заняться рыбной ловлей. Сколько лунок пробурил пешней и буром! Целые месторождения рыб открыл! Однажды ему даже пришлось спасать утопающего рыбака. Это случилось 19 декабря 1960 года. Слепцов, ни секунды не раздумывая, бросился на выручку к товарищу. Осторожно подполз к полынье и протянул руку барахтающемуся в ледяной воде уже не молодому мужчине. Старика Коновалова он тогда спас, а сам на полгода слег с эксудативным плевритом. После они еще не раз выезжали вместе на рыбалку и всегда старались находиться в поле зрения друг друга. Ездили на Рыбинский, Стрелецкий водоемы, на Волгу, зимой в Астрахань.

А еще наш земляк пишет незамысловатые стихи о паровозах, природе, футболе и рыбалке, которые никогда не записывает в тетрадь, а держит в голове! Сейчас помнит около сорок своих стихотворений. Например, это он посвятил своему товарищу-рыбаку.

По дороге грязной едет вездеход,

Он домой с рыбалки рыбаков везет.

Едет, не буксует, как челнок плывет!

Анатолий Голиков вездеход ведет.

Руль надежно держит, сам глядит вперед.

Ухабы объезжает, машину бережет.

Трасса недалеко, перед ней кювет,

Но для такого шофера в пути преграды нет!

Выехал на трассу, не подвел мотор.

Анатолий Голиков - мировой шофер!

Родные

Старший брат Александра Владимир перед войной поехал учиться во Владивосток в Военно-морское училище. Но тут началась война и их направили постигать профессию судоплотников. Через 6 месяцев призвали в армию. 6 месяцев обучался в офицерском училище. Получил звание «младший лейтенант» и служил там на границе. После войны в Рузаевку уже не вернулся. Старшая сестра Валентина жила в Рузаевке на улице Нагорная. Мария окончила пединститут в Пензе, там и осталась на постоянное место жительства. Младший брат Анатолий окончил Пензенский механический техникум и по направлению попал на Саранский механический завод. Продвинулся по партийной линии! Был вторым секретарем Ленинского района. Умер в 1972 году от лейкоза.

Со второй женой, Верой Ивановной, Александр Александрович живет уже 49 лет. С первой супругой Галиной Петровной были вместе около десяти лет. У него единственная дочь Татьяна от первого брака. Она окончила Рузаевское ГПТУ №4 по специальности «Дежурный по станции». Через несколько лет получила высшее железнодорожное образование. Сначала работала в Пайгарме, потом ее перевели в Рузаевское отделение диспетчером, а затем трудилась дежурной по отделению. И так до самой пенсии. У Слепцова трое внуков. В Рузаевке живут средний Евгений и старший Владимир, а младший Михаил давно обосновался в Сургуте. Евгений Вдовин - машинист, водит пассажирские поезда. Владимир Вдовин трудится помощником машиниста. У них у обоих по сыну. Правнуки Антон и Михаил тоже помощники машинистов!

Вот такую славную династию железнодорожников воспитал наш герой! А свой девяностолетний юбилей он встретил в окружении родных и друзей!