Фото на обложке
Фотография Александра Александровича Слепцова красуется на обложке книги Владимира Колмыкова «Господа механики». Она была написана к 120-летию паровозного, локомотивного, эксплуатационного депо Рузаевка. Рассказывается в ней о наших земляках, славных тружениках стальных магистралей – машинистах и помощниках паровозов и электровозов. Именно к этой когорте железнодорожников и принадлежит наш герой, сорок один год отработавший на «чугунке». На этой неделе он отметил замечательный юбилей – 90-летие со дня рождения! Александр Слепцов появился на свет в деревне Полянки Зыковского района 28 ноября 1928 года. Отец, Александр Петрович, работал в Рузаевксом ОРСе. А мама, Анастасия Филипповна, всю жизнь трудилась поваром в столовой вагонного депо. Воспитывали они пятерых детей. Саша был предпоследним. Самая старшая сестра Валентина с 1923 года, Владимир - с 1925, Мария с 1927, Анатолий с 1932. Сейчас в живых из них уже никого не осталось.Переезд
В 1930-м году семья Слепцовых переехала в Рузаевку. Отец купил квартирку на улице Почтовая, 15, сейчас Гагарина. Детство Саши проходило, как и у всех мальчишек довоенного времени. Ребята резвились и играли в подвижные игры на улице: «чижик», «клек», «чушки», или по современному «городки» и, конечно, помогали родителям по хозяйству. Но беззаботная пора оборвалась очень рано – началась война. Александру было всего тринадцать лет. Он учился в пятой школе, тогда она носила номер 40.- После пятого класса учеников распределили по всем школам Рузаевки. Нас в 38-ую, кого-то в 37-ую. Потом они стали школами 15 и 16. А в нашей школе №5 открыли эвакогоспиталь, - рассказывает Александр Александрович. -После шестого класса всех ребят, не спрашивая нашего желания, отправили на медкомиссию и определили на учебу в Рузаевское железнодорожное училище №1. Шла война и страна готовила новые кадры. Здесь мы прошли школьную программу до седьмого класса и на этом наше образование окончилось.
Подростки-железнодорожники
Зимой 1942-43 года в госпитале, расположенном в школе №5, произошла авария: из строя вышла система отопления. Тяжело- раненых вывезли в частные дома. Исправлять ситуацию пришлось четырнадцатилетним ученикам железнодорожного училища. Мальчишки под руководством мастера заменили все трубы. Правда, котел, в целях безопасности, ремонтировали взрослые специалисты. Это было первым испытанием для юных железнодорожников, с которым они достойно справились. А потом (в 1943 году) была командировка на Украину, в город Харьков, где рузаевские ребята восстанавливали разрушенное войной хозяйство. Их везли в товарных вагонах, которые попали под бомбежку, но, к счастью, все обошлось. Саша Слепцов со своими товарищами пять месяцев был чернорабочим харьковского ТЭЦ-3. Позднее подросткам даже предложили остаться здесь на постоянное место жительства. Но очень тянула малая родина. Так Санек вновь стал воспитанником железнодорожного училища в Рузаевке.- В 1944 году мы окончили учебное заведение по специальности «Слесарь по ремонту паровозов». И было нам тогда по 15 лет. В составе передвижной паровозоремонтной колонны №24 МПС выпускников ЖУ №1 отправили в Башкирию, на станцию Дема. Это был целый поезд со своей электростанцией, механическим, слесарным и токарным цехами, кухней, складами, теплушкой-общежитием и штабом. Настоящий передвижной завод! – поясняет старейший железнодорожник. – Он был сформирован для оперативного ремонта подвижного состава на прифронтовой территории. По рельсам мы подъезжали к сломанному или поврежденному бомбежкой паровозу и быстро его чинили! Тогда нас приравнивали к военным и выдавали специальный паек. Повар готовил трехразовое питание. Обед обязательно состоял из двух блюд. К концу войны нашу колонну перегнали на станцию Раевка Куйбышевской железной дороги. Там мы и встретили Победу!
За ударную работу в годы войны Александр Слепцов был отмечен правительственными наградами: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и военной Почетной грамотой, подписанной Министром путей сообщения СССР Ковалевым.Профессия на всю жизнь
Отец Александра вернулся с фронта в 1944 году. Он дважды был ранен в голову и демобилизован по состоянию здоровья. Всего три года прожил дома и умер. Александр приехал в Рузаевку на похороны отца. Случайно узнал, что идет набор помощников машинистов в Рузаевскую дорожно-техническую школу. Решил он тогда вернуться в родной город. Заехал в Куйбышев, в управление дороги к начальнику локомотивной службы. Все ему рассказал. Чиновник проникся к непростой судьбе юноши и написал приказ, в котором говорилось, что его должны принять на работу помощником машиниста в Рузаевское локомотивное депо. После полугодичного обучения в дортехшколе в 1947 году Саша Слепцов стал полноправным членом локомотивной бригады.А потом (в 1949 году) была дорожно-техническая школа в Пензе, где обучали на машинистов паровозов. Но через полгода, 5 марта 1950 года, Александра призвали на срочную службу в армию. Три с половиной года он прослужил в войсках ВДВ. После демобилизации ему пришлось вновь вернуться на год в пензенскую дортехшколу. А затем начались будни машиниста. Сначала наш герой водил паровозы, в том числе и знаменитую «Лебедянку». В 1960 году пересел на электровоз. Через два года сдал экзамен на машиниста второго класса. А в 1971 году стал уже первоклассным механиком. Сначала Сан Саныч, как ласково сокращенно называли его коллеги, водил грузовые составы, а последние пятнадцать лет пассажирские поезда. Ездил до Сасово, Налейки и Пензы. Трудовые будни нашего героя продолжались до 1983 года, до самого выхода на заслуженный отдых.
Спорт, рыбалка, поэзия
Спортом Саша Слепцов занимался с детства. В школе бегал на лыжах. А в юности всерьез увлекся футболом. Гонял мяч еще когда работал в Раевке. В депо играл в команде «Локомотив 1» с номером шесть на майке. В 1956 году железнодорожная команда стала чемпионом города, а затем и Мордовии. А также серебряными призерами Куйбышевской железной дороги.Другой страстью Сан Саныча всегда была рыбалка. Зимой он не упускал момента заняться рыбной ловлей. Сколько лунок пробурил пешней и буром! Целые месторождения рыб открыл! Однажды ему даже пришлось спасать утопающего рыбака. Это случилось 19 декабря 1960 года. Слепцов, ни секунды не раздумывая, бросился на выручку к товарищу. Осторожно подполз к полынье и протянул руку барахтающемуся в ледяной воде уже не молодому мужчине. Старика Коновалова он тогда спас, а сам на полгода слег с эксудативным плевритом. После они еще не раз выезжали вместе на рыбалку и всегда старались находиться в поле зрения друг друга. Ездили на Рыбинский, Стрелецкий водоемы, на Волгу, зимой в Астрахань.
А еще наш земляк пишет незамысловатые стихи о паровозах, природе, футболе и рыбалке, которые никогда не записывает в тетрадь, а держит в голове! Сейчас помнит около сорок своих стихотворений. Например, это он посвятил своему товарищу-рыбаку.По дороге грязной едет вездеход,
Он домой с рыбалки рыбаков везет.Едет, не буксует, как челнок плывет!
Анатолий Голиков вездеход ведет.Руль надежно держит, сам глядит вперед.
Ухабы объезжает, машину бережет.Трасса недалеко, перед ней кювет,
Но для такого шофера в пути преграды нет!Выехал на трассу, не подвел мотор.
Анатолий Голиков - мировой шофер!Родные
Старший брат Александра Владимир перед войной поехал учиться во Владивосток в Военно-морское училище. Но тут началась война и их направили постигать профессию судоплотников. Через 6 месяцев призвали в армию. 6 месяцев обучался в офицерском училище. Получил звание «младший лейтенант» и служил там на границе. После войны в Рузаевку уже не вернулся. Старшая сестра Валентина жила в Рузаевке на улице Нагорная. Мария окончила пединститут в Пензе, там и осталась на постоянное место жительства. Младший брат Анатолий окончил Пензенский механический техникум и по направлению попал на Саранский механический завод. Продвинулся по партийной линии! Был вторым секретарем Ленинского района. Умер в 1972 году от лейкоза.Со второй женой, Верой Ивановной, Александр Александрович живет уже 49 лет. С первой супругой Галиной Петровной были вместе около десяти лет. У него единственная дочь Татьяна от первого брака. Она окончила Рузаевское ГПТУ №4 по специальности «Дежурный по станции». Через несколько лет получила высшее железнодорожное образование. Сначала работала в Пайгарме, потом ее перевели в Рузаевское отделение диспетчером, а затем трудилась дежурной по отделению. И так до самой пенсии. У Слепцова трое внуков. В Рузаевке живут средний Евгений и старший Владимир, а младший Михаил давно обосновался в Сургуте. Евгений Вдовин - машинист, водит пассажирские поезда. Владимир Вдовин трудится помощником машиниста. У них у обоих по сыну. Правнуки Антон и Михаил тоже помощники машинистов!
Вот такую славную династию железнодорожников воспитал наш герой! А свой девяностолетний юбилей он встретил в окружении родных и друзей!