Сын своей эпохи

ТРУДОВОЙ СТАЖ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НИКОЛАЯ ВЛАСОВИЧА БОРИСОВА - БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА! Коля, вставай, мы горим! - Мать тормошила спящего сына, а сама пыталась собрать хоть что-то из теплых вещей, ведь на улице стояла зима. Был как раз канун нового 1941 года! Подросток с трудом раскрыл слипшиеся веки. Ему безумно хотелось спать, ведь домой парень вернулся очень поздно. Он был в клубе на сеансе немого кино. Уже потом, много позже, он вспоминал, что курил папиросу стоя у входной двери. Сильный ветер разносил горящий пепел в разные стороны, а в доме хранилось много торфа. Именно им многие селяне отапливали свои жилища. Уже будучи взрослым он предположил, что в ту роковую ночь одна из искр, видимо, достигла своей цели! Тогда обездоленных погорельцев приютила семья родного дяди по отцу…

СЕМЬЯ

Николай Борисов родился в 1928 году в деревне Дарьевка Большевьясского района, Пензенской области, что граничит с Мордовией. В крестьянской семье. Отец, Влас Яковлевич, с радостью принял Октябрьскую революцию. Стал организатором колхоза в своем селе. В то время его считали грамотным человеком, потому что он окончил два класса церковно-приходской школы. Вот только многодетный отец, не задумываясь, оставил семью с момента активной деятельности в качестве председателя сельпо в соседней деревне. Затем по партийной линии активиста перевели в другую местность. Его жене, Анне Степановне, одной пришлось поднимать четверых детей. Женщина старалась изо всех сил - работала дояркой, поваром, скотницей. Прямо перед войной, под новый год, у Борисовых сгорел дом. Коля тогда жил вдвоем с матерью. Старшие дети уже разъехались. Хорошо, что брат отца проживал неподалеку. Он был отличным плотником и хорошим добрым человеком. Родственник помог семье в трудную минуту. Купил для них небольшой домик, который затем отремонтировал вместе со своим сыном и сделал пригодным для жизни. Жилище было почти готово, мастера как раз приступили к кладке печи, когда в деревню на лошади приехал нарочный и сообщил, что началась война. Был объявлен призыв, мужчин в деревне почти не осталось. Вместо ушедших на фронт, отцов и старших братьев, в колхоз пошли работать дети и подростки. В 1941 году Коле шел тринадцатый год.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

- Жили мы тогда тяжело, ели в основном траву. Хлеб пекли из картофельных очисток, добавляли немного картошки натертой на терке, а также высушенные травы: лебеду и клевер, - вспоминает Николай Власович. – Но мы стойко переносили все тяготы, понимали, что шла война, и надо было, в первую очередь, кормить армию и рабочих в городах. В 1943 году к нам с матерью приехала Мотя - моя старшая сестра. Она работала акушеркой в Саранской больнице. Матрена подозвала меня к себе и говорит: «Ты что совсем неграмотным хочешь остаться? Война на запад пошла, а тебе в школу надо идти!» Я подумал, и решил вернуться к учебе, так как мне уже было пятнадцать лет! Председатель категорически не хотел меня отпускать. Некому было пасти свиней. Но я настоял на своем. Хотя во время летних каникул опять возвращался на работу в колхоз.

РОДНЫЕ

Старший брат Николая – Кузьма, окончив школу, поступил в лесотехнический техникум в Пензе. В 1937 году молодого специалиста направили на работу в Сибирь. Там он и прожил всю жизнь. Во время войны служил в войсках на Дальнем Востоке. Сестра окончила фельдшерско-акушерскую школу в Саранске и трудилась по специальности. Перед войной Мотя успела выйти замуж. Но молодой супруг пропал без вести в самом начале войны. Их сын никогда не видел своего отца! Средний брат Иван в 1940 году был призван на действительную службу, на Украину. Он приезжал в родную Дарьевку после пожара, помог матери получить страховку. А потом тоже бесследно сгинул в кровавой мясорубке. Всего среди близких родственников Борисова – двоюродных братьев и других родственников во Второй мировой войне погибло двенадцать человек! По его рассказам после ее окончания в деревню вернулись единицы фронтовиков. Николай же после обучения в школе еще два года трудился в колхозе.

- Старший брат все собирался перед войной навестить нас. А приехал только в 1947 году, после демобилизации. Посмотрел как мы живем, и предложил переехать к нему в Сибирь. Мать, кивая на меня, сказала, что все зависит от Николая, - рассказывает ветеран. – Недолго думая, мы решились поменять место жительства. Очень быстро собрались: продали дом, скотину и переехали к брату на станцию Тайга в Кемеровскую область, в надежде купить там жилье. От продажи своего дома и хозяйства нам удалось выручить около 18 тысяч рублей. Но пока мы собирались и раздумывали, произошла сталинская денежная реформа. И от нашей собранной суммы осталось четыре с половиной тысячи. Пришлось нам остаться у брата.

МОРЯК-ПОДВОДНИК

Кузьма устроил младшего брата в железнодорожное училище. Там Николай проучился два года, а затем продолжил обучение в Уфимском техникуме, где выпускали техников-электромехаников и мастеров производственного обучения для железнодорожных училищ. Но уже на первом курсе, в марте 1950 года, студентов пригласили в военкомат на призывную комиссию. За один день провели медосмотр и на следующее утро отправили в эшелонах на Дальний Восток. Судьба Николая круто изменилась. Он попал в моряки-подводники и прослужил на флоте пять с половиной лет! - Подводные лодки тогда были нескольких серий: «Щуки», «Сталинцы», «Ленинцы» и «Малютки». Я служил на всех. Сначала шесть месяцев (ускоренно) обучался в учебном отряде, потом два года прослужил матросом. Дивизия подводных лодок стояла в бухте Улис во Владивостоке, - рассказывает наш собеседник. - Потом нас направили в этот же учебный отряд на четырехмесячные курсы повышения квалификации, после которых выходили командиры отделений. Мне присвоили звание старшина второй статьи. И оставили в школе преподавателем.

ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ

В 27 лет Николай демобилизовался из армии. Бывшему подводнику хотелось продолжить прерванное обучение и получить средне-техническое образование. Он вернулся в Уфимский железнодорожный техникум. Примерно в это же время молодой моряк встретил свою будущую жену, красавицу украинку - Марию Кравченко. Девушка работала на паровозо-ремонтном заводе. – В нашем техникуме по выходным, вечерами проводились танцы под аккомпанемент духового или струнного оркестров. Мы поочередно ходили туда дежурить. Так мы и познакомились, - вспоминает Николай Власович. – Дружили с Машей три года. А потом справили студенческую свадьбу. После окончания Уфимского техникума я взял направление в Мордовию. У меня же сестра в Саранске жила, да и к родине близко. В Рузаевку Николай Борисов приехал в 1959 году с женой и девятимесячной дочкой Наташей. Устроился по направлению в Рузаевское железнодорожное училище имени Байкузова.

СПТУ №25

Николай Власович Борисов стал преподавать практику для учеников железнодорожного училища. На первом курсе это было слесарное дело. Готовили также электромонтеров контактной сети, так как шла электрификация страны. На втором курсе педагоги с ребятами уезжали на практику на несколько месяцев. Ребята учились в электромонтажных поездах, жили в вагончиках. К новому году возвращались, заканчивали изучение теории и снова уезжали на практику. - В такой командировке бывал и я. А на третий год директор Б.К. Бирюков предложил мне место своего заместителя, где отработал семь лет. Такая методика обучения существовала до тех пор, пока училище не стало средне- профессиональным. После этого воспитанники стали учиться уже три года, получать среднее и специальное образования. Учебное заведение стало называться СПТУ. Мы выпускали помощников машинистов, электромонтеров контактной сети, электромонтеров тяговых подстанций, дежурных по станции, бригадиров пути. В общем, обучали практически всем железнодорожным специальностям. Сложно подсчитать, сколько ребят получили профессию в нашем железнодорожном училище!

МАСТЕР - НОВАТОР

После преобразования училища Борисову пришлось оставить пост заместителя директора, так как у него не было высшего образования. Примерно в это же время ушел на пенсию его коллега, старший мастер Цвелев. Николай Власович перешел на его место и проработал в этой должности более двадцати лет. До самого выхода на заслуженный отдых. Но он слишком любил свою работу и учеников. Ему было сложно расстаться со своей профессией. Он не представлял свою жизнь без нее. Еще двенадцать лет трудился Н.В. Борисов в родном учебном заведении после выхода на пенсию. Во время трудовой деятельности наш герой разработал и внедрил собственные методики для лучшего усвоения знаний учениками. По его словам, производственное обучение в училище было налажено хорошо, а вот практика хромала.

- Еще во время работы в качестве заместителя директора я все присматривался, как проводили практические занятия для наших воспитанников. Они проходили в локомотивном депо. Мастер приводил туда парней, распределял по бригадам, а сам уходил. Ребят никто не контролировал. Я решил подготовить для них письменное инструктирование. К примеру, что должен узнать учащийся в определенный день в аппаратном цехе, - рассказывает Н.В. Борисов. - И как следует ему все освоить. Затем разработал инструктаж для заключительной производственной практики помощников машинистов. Даже выступил по этой теме с докладом в нашем управлении. А потом из Москвы в наше училище прислали методички. Я почитал и понял, что это мои письменные инструкции! Вот только фамилии «Борисов» среди составителей не оказалось. Но это не важно, главное, что работа моя пошла в толк. За многолетний добросовестный труд наш земляк был отмечен высокими наградами. В его послужном списке медаль за доблестный труд, почетные звания «Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР» и «Отличник профессионально-технического образования СССР».

ПЕДАГОГ И СЕМЬЯНИН

Сорок два года отработал в СПТУ им. Байкузова наш герой. Много рузаевцев вышло из стен прославленного учебного заведения нашего города. Стоит ли удивляться, что на улице Николай Власович постоянно слышит слово «здравствуйте».

- Я часто встречаю на улице своих бывших учеников, многие сейчас уже пожилые. Они здороваются. А я говорю: «Ты фамилию свою скажи». Они же мальчишками были, когда у меня учились! И тогда я многих припоминаю, - с улыбкой добавил Николай Власович. Он как настоящий сын своей эпохи самоотверженно трудился, был хорошим семьянином. Вырастил и воспитал достойных детей. Сын Борисова Алексей работает машинистом грузовых поездов. Дочь Наталья окончила Пензенский политехнический институт и осталась в этом городе. Сейчас на пенсии, переехала в Рузаевку и живет вместе с отцом. Супруги Марии Михайловны не стало одиннадцать лет назад. Еще в молодые годы Николай Власович приучил свою семью к совместному активному отдыху на природе. В выходные дни вчетвером они часто ходили на лыжные прогулки. А летом выезжали в лес по грибы и ягоды.

- Я очень люблю природу, особенно наши леса. Зимой на лыжных пробежках мне часто попадались заячьи следы. Зверьки любили прятаться и отдыхать в оврагах. Я говорил своим: «Стойте и ждите, сейчас отсюда выскочит заяц!» Дочь с сыном замирали в предвкушении чуда. А я обходил овраг и шумел, чтобы напугать косого. Он выпрыгивал прямо на детей! Они были в восторге!- улыбаясь, рассказывает наш герой. – А однажды в лесу мне удалось повстречать стадо лосей. Они находились на другой стороне оврага, окутанные туманом. Главным там был огромный самец с великолепными рогами. Он стоял и пристально меня разглядывал! Это было незабываемое зрелище! Больше такого я не видел! В октябре наш герой отметил свой девяностолетний юбилей! Он счастливый дедушка и прадед. Внук Дмитрий живет в Пензе и работает в производственной системе «Росатом». Он подарил деду правнучку Дуняшу. У сына Алексея двое детей - Евгений и Ирина. Николай Власович живет вместе с дочерью Натальей, окруженный теплом, любовью и заботой.

Фото "Рузаевские новости"