ЛУЧШИЕ В РЕСПУБЛИКЕ
Система дошкольного образования в Рузаевском районе на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в РМ. На 2017-2018 учебный год была поставлена задача: охватить им малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом желаемой даты зачисления. В настоящее время в детских садах района имеются 200 вакантных мест. Но актуальная очередь сохраняется. На сегодняшний день она составляет 47 человек. Это ребятки, чьи родители предпочитают учреждения в шаговой доступности от места проживания.
В.Р. Ларина отметила, что в прошлом учебном году продолжалась работа по внедрению вариативных форм дошкольного образования. В детских садах №№3,7 открыты две группы кратковременного пребывания для малышей, не посещающих дошкольные учреждения. Необходимо и дальше продолжить работу в этом направлении. Сегодня в системе дошкольного образования района успешно функционирует сеть групп коррекционной и оздоровительной направленности. Рузаевка по праву гордится тем, что во всех детских садах созданы условия для развития творчества ребятишек. Воспитанники дошкольных учреждений и их воспитатели активно участвуют в конкурсах муниципального, республиканского и Всероссийского уровня, которые способствуют повышению профессионального мастерства педагогов и открытию ярких талантов ребят.Особой популярностью среди родителей и педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций пользуется ежегодный фестиваль детского творчества. Венера Ларина подчеркнула, что такое мероприятие проводится только в Рузаевском районе. Каждый год фестиваль - это открытие юных талантов и креативных идей. Педагогический коллектив д/с №4 удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров–2017», который проходил в Санкт-Петербурге. Воспитатели д/с №№10, 114 выиграли престижный конкурс им. Л.С. Выготского и получили Грант. «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» стал победителем Всероссийского конкурса методических разработок «Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения как фактор развития ребенка дошкольного возраста». Коллектив воспитателей д/с №114 ОАО «РЖД» принял участие во Всероссийском конкурсе «Современный детский сад–2017», в котором он победил и стал призером в номинации «Лучший педагог».
В этом году рузаевские воспитатели в очередной раз доказали, что они лучшие в республике. Алсу Сабитова одержала победу в региональном конкурсе «Воспитатель года РМ-2018».МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ
В Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. В мае текущего года Президентом страны был подписан Указ, в поставлены амбициозные задачи: вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.С целью его реализации в России запускается масштабный национальный проект «Образование», рассчитанный на шесть лет. В него войдут девять федеральных, пять из них непосредственно касаются Рузаевского района. Первое и важнейшее направление – «Современная школа». Оно включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ. Благодаря федеральной программе «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях» 1 сентября в Рузаевке свои двери распахнула новая современная школа №12. В прошлом учебном году в районе продолжена реализация программы «Создание условий в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятий физической культурой и спортом». В рамках данного направления проведены ремонтные работы и приобретено необходимое оборудование для занятий здоровым образом жизни в Трускляйской школе. Сегодня в Рузаевке активно ведется работа по обновлению и разработке авторских программ. Лидерами в этом направлении являются учителя лицея №4, школ №№ 7,8,9,17.
ЕГЭ ПРОШЛИ УСПЕШНО
Второй федеральный проект – «Успех каждого ребенка». Его цель: развитие гармоничной личности. Основными направлениями станут: дополнительное образование, профориентационные мероприятия и поддержка талантливых детей. В своем докладе В.Р. Ларина отметила, что успех каждого ребенка во многом зависит от результатов государственной итоговой аттестации выпускников. ЕГЭ на территории РМР прошли объективно и без замечаний. Рузаевский район в этом году отмечен за хорошую организацию ГИА.Итоговая аттестация выпускников определяет качество общего образования. В прошлом учебном году в пунктах проведения ЕГЭ функционировало видеонаблюдение в режиме реального времени. Было успешно апробировано новое технологическое решение - сканирование экзаменационных материалов непосредственно в пунктах проведения экзаменов (СОШ №8 и гимназия №1). Рузаевские 11-классники подтвердили своими результатами эффективность системы образования РМР. Средний балл ЕГЭ выпускников увеличился по сравнению с прошлым годом на 2,8 балла и составил 54,7 балла.
Анализ предметов по выбору показывает, что по-прежнему самым востребованным остается обществознание – 180 (78,3%) человек. На втором месте математика профильного уровня – 130 (56,5%) человек.В новом учебном году В.Р. Ларина посоветовала руководителям школ построить эффективную работу по проведению внутреннего мониторинга и оценки качества образования в каждом учреждении. Также проанализировать объективность выставления оценок, особенно у медалистов, насколько качественно проводится работа в школе по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Второй важной процедурой системы оценки качества образования является ГИА выпускников девятых классов. Для получения аттестата учащимся необходимо было сдать четыре предмета. В итоге 54 человека окончили основную школу с отличием. Сто пять выпускников из гимназии №1, лицея №4, школ №7,8,10,17 получили максимальные баллы на экзаменах по русскому и английскому языкам, химии и биологии, математике и информатике, обществознанию, истории и географии. Это 20% от общего количества обучающихся 9 классов. Анализируя средний балл, была определена «пятерка» лучших образовательных организаций. В нее вошли СОШ №7,№8, лицей №4, гимназия №1 и Арх–Голицынская ОШ.ДОСТИЖЕНИЯ И НАГРАДЫ
Глава РМ В.Д. Волков в своем Послании Госсобранию особо отметил необходимость повышения качества математического образования. И это действительно реалии сегодняшнего дня. Из года в год остаётся проблема результативности муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по данному предмету. На республиканском этапе в Рузаевке всего 1 призер (Никита Панин, гимназия №1), в 2017 году их было 4 (лицей №4, гимназия №1, школы №№8,10). В.Р. Ларина отметила, что необходимо качественно повысить уровень преподавания математики в каждой школе. С этой целью в Рузаевском районе разработана «Дорожная карта» по повышению качества образования, которая предусматривает повышение интеллектуальной и исследовательской культуры школьников. Венера Раисовна также посоветовала о необходимости индивидуальной работы с обучающимися.Сегодня в Рузаевском районе реализуется программа развития образования на 2016-2020 годы, которая предусматривает систему выявления и поддержки молодых талантов. Действенным механизмом является Всероссийская олимпиада школьников. А самая значимая награда для учителя - победы его учеников. Муниципальный этап проводился в ноябре-декабре прошлого года по 18 общеобразовательным предметам, в котором участвовали 874 обучающихся из 21 школы. По итогам олимпиады определены 73 победителя и 217 призеров. В январе текущего года стартовал региональный этап, в котором соревновались 122 учащихся РМР. В копилке достижений у рузаевских школьников 3 победителя и 25 призеров. Две ученицы из Трускляйской и Сузгарьевской школ, Вера Маскаева и Анна Нестеркина, стали победителями в межрегиональной олимпиаде по мокшанскому языку и литературе.
Особой популярностью среди учащихся Рузаевского МР пользуется Московский международный форум «Одаренные дети - будущее России». На республиканском отборочном этапе РМР представляли семь школ. Трое наших школьников получили высшие награды: Гран-при - Ульяна Советова (СОШ №9), Данила Козлов (СОШ №7) и Ярослав Кураев (ЦДОД «Юнитэр»). Также Ульяна Советова завоевала 1 место в номинации «Гостеприимство». В.Р. Ларина подчеркнула, что необходимо создание резерва талантливых учащихся, начиная с начальной школы. Нужно отработать механизм дальнейшего сопровождения одаренных детей учителем-предметником на уровне образовательной организации. И эта задача напрямую связана с изменением технологий, способов обучения и, в конечном итоге, с профессионализмом преподавателя. В 2018–2019 учебном году на базе школы №12 будет создан Центр олимпиадного движения.Конкурс «Ученик года» стал своеобразной визитной карточкой таланта, молодости, ума и красоты. В этом году он был посвящен Году добровольца, волонтера в России. Участники продемонстрировали высокий потенциал знаний, творческих возможностей, активную жизненную позицию. Денис Обухов, ученик 10 класса СОШ №9, не только победил на муниципальном, но и стал суперфиналистом республиканского конкурса.
СПОРТИВНЫЕ ПОБЕДЫ
Начиная с 2010 года образовательные организации нашего района активно участвуют во всероссийских спортивных соревнованиях школьников. В республиканском этапе президентских состязаний Тат-Пишленская школа завоевала 2 место. В финале республиканского этапа Всероссийских соревнований по мини-футболу лучшей стала команда СОШ №8. В региональном этапе Всероссийского турнира «Кожаный мяч» команда воспитанников ДЮСШ заняла первое место. На финальном этапе юные футболисты представляют РМ в Волгограде и поедут в Ростов-на-Дону. В республиканском этапе Всероссийских соревнований детского легкоатлетического многоборья «Шиповка юных» команда Тат-Пишленской школы стала победителем, а Красносельцовской - призером.В прошлом учебном продолжилась работа в рамках реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В зимнем и летнем фестивалях комплекса «ГТО» приняло участие 5266 человек. В итоге упорной борьбы сборная команда Рузаевского МР третий год подряд одерживает победу, опередив команды других районов Мордовии. Сборная РМ, в состав которой вошли и наши ребята, будет участвовать во Всероссийском фестивале в Артеке.
По итогам 2017-2018 учебного года количество обучающихся, выполнивших нормативы ГТО на «золотой знак» - 53, «серебряный» - 65, «бронзовый» - 59.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Глава РМ В.Д. Волков поставил задачу – внедрять профориентацию с раннего возраста. В рамках реализации данного направления в сентябре будет создан межведомственный совет, координирующий эту работу. В настоящее время организована деятельность региональной экспериментальной площадки по апробации инновационной методики «Ранняя профориентация: технология и методика работы с малышами дошкольного возраста» на базе детских садов №№7,10,11,14,18. Ежегодно среди обучающихся школ района реализуются проекты «Город мастеров», «Калейдоскоп профессий». Массово проходят конкурсные мероприятия на муниципальном этапе. На республиканском же в 2016-2017 учебном году СОШ №9 одержала победу в номинации «Юный предприниматель». Обучающиеся школы №8 и Красносельцовской СОШ, Евгений Жемков и Екатерина Лысенкова - победители регионального конкурса творческих работ «Калейдоскоп профессий».Третий проект – «Современные родители». С целью его реализации будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут связаться с педагогами, получить консультацию, психологическую помощь. Совместно с Министерством образования РМ на территории Рузаевского района планируется создание центра помощи родителям, детям и школам. Его работа будет направлена на раннюю коррекционную помощь, на помощь ребятам с особенностями здоровья и, безусловно, на работу с общеобразовательными учреждениями. В.Р. Ларина рекомендовала всем учителям на педагогических советах обратить внимание на взаимодействие классных руководителей с родителями. Эффективнее использовать возможности электронного журнала и дневника в работе с мамами и папами.
В прошлом учебном году была проведена большая работа по открытию ставок педагогов-психологов в образовательных организациях. В настоящее время в 10 школах и 9 детских садах района работают психологические службы. Для оказания консультативной помощи родителям, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, функционируют консультативные центры. Более 10 лет в Рузаевском МР работает психолого-медико-педагогическая комиссия при управлении образования. Основная цель ее работы: выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. Ежегодно ПМПК проводит обследование более 270 человек. На сегодняшний день назрела острая необходимость создания самостоятельного центра помощи родителям и детям.КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
«Цифровая образовательная среда» - это четвертый проект, который озвучила Венера Ларина. Его первая часть – техническая. Школам нужен высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия. На протяжении нескольких лет была проведена большая работа по внедрению цифровых технологий. В прошлом учебном году Красносельцовская школа полностью отказалась от бумажных журналов и перешла на электронные.Пятый федеральный проект - «Учитель будущего». По словам министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой, это во многом ключевой проект: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. С 2018 года в пилотных регионах идет апробация новой модели аттестации в рамках Национальной системы учительского роста.
Кадровый потенциал района был и остается одним из ключевых факторов успешного развития системы образования. В нашем районе работают 935 - педагогов, из них 484 - учителя. Омоложение кадров, привлечение молодых специалистов остается актуальным в течение ряда лет. Залогом высоких результатов обучающихся, воспитанников образовательных организаций района является целенаправленная работа по созданию условий для развития творческого потенциала педагогов, повышение престижа профессии учителя. В.Р. Ларина отметила плодотворную работу молодых специалистов школ №№7,8,9 и Хованщинской СОШ. Учитель истории и обществознания СОШ №8» Виктория Сизганова стала суперфиналисткой республиканского конкурса «Учитель года-2018». На августовском педагогическом форуме 2017 года была поставлена задача по активизации работы, направленной на создание опорных площадок. Ее выполнили две школы: пятая и Трускляйская. А педагогическими коллективами лицея №4, СОШ №№8,9,17 продолжена работа в инновационном режиме федерального, регионального и муниципального уровней.В этом году в России прошел Чемпионат мира по футболу. В Саранске и Рузаевке проведена колоссальная работа по созданию условий для принятия тысяч гостей и проведения матчей мундиаля на высоком уровне. Высокую оценку получила и деятельность волонтеров. Обучающиеся школ района и учителя иностранного языка прошли хорошую практику. Но вместе с тем, общение с зарубежными гостями выявило одну из важных проблем в сфере образования. К сожалению, в РМР мало специалистов, владеющих хотя бы одним иностранным языком. Данный вопрос был также обозначен в Послании Главы РМ. В 2022 году экзамен по английскому станет обязательным для выпускников школ. В связи с этим В.Р. Ларина рекомендовала выработать комплекс мер по повышению профессиональных компетенций учителей иностранного языка уже в новом учебном году.
Далее, выступавшие в прениях учителя и воспитатели, делились опытом своей инновационной работы. В ходе конференции коллективы образовательных учреждений и отличившиеся работники были поощрены наградами за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.Фото и материал "Рузаевские новости"