В четверг, 30 августа, в Саранске состоялся Республиканский образовательный форум 2018 «Образование для всех». В работе форума приняли участие Глава Мордовии Владимир Волков и Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова.
Глава Мордовии Владимир Волков начал свое выступление с поздравления: «В первую очередь, я хочу поздравить вас с наступающим учебным годом и пожелать творческих успехов в работе! Этот год для республики насыщен важными событиями. Особой вехой в истории Мордовии стал чемпионат мира по футболу. Чемпионат дал нам главный урок – «Нет ничего невозможного!» Мы поверили в себя и свои силы, мы все стали другими!
Сейчас главное не растерять этот заряд, ещё больше раскрыть наш потенциал, совершить в системе образования такой же мощный рывок вперёд, - заявил Владимир Волков. - Нужно грамотно использовать полученный опыт и возможности для развития детского туризма, волонтёрского движения, изучения иностранных языков, международного сотрудничества по линии школ и вузов, для повышения качества образования в целом.Причём все наши планы сейчас нужно выстроить, как минимум, на 6 лет вперед, исходя из приоритетов, обозначенных в новом майском Указе Президента России В.В. Путина. Новый национальный проект «Образование» один из самых значимых в Указе Президента. Он состоит из 10 отдельных федеральных проектов, которые охватывают все стороны и ступени образовательного процесса. На его реализацию из федерального бюджета будет направлено около 700 млрд рублей».
Глава Мордовии напомнил, что в начале августа состоялась встреча с министром просвещения Российской Федерации Ольгой Юрьевной Васильевой и министром науки и высшего образования Михаилом Михайловичем Котюковым, где удалось получить принципиальную поддержку по ключевым для республики направлениям развития.«Подчеркну: задачи, обозначенные в Указе Президента, касаются всех и каждого. Не нужно воспринимать нацпроект как нечто далекое и формальное, считать, что это вопросы только для чиновников и администрации школ. Прежде всего, это новые возможности для повышения качества педагогической работы, доступа к лучшим мировым практикам, - пояснил В.Д.Волков. – Многое будет зависеть от вас, уважаемые педагоги, от слаженной командной работы коллективов школ, детских садов, техникумов, колледжей, вузов и республиканского министерства образования».
Отмечалось, что в последние годы в сфере образования произошли системные позитивные изменения. Перед образованием стоят ещё более масштабные цели. Первая – войти в десятку лучших в мире, вторая – выстроить систему воспитания. Ставится задача создания условий для развития детей до трёх лет.«Решив проблему доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, мы переходим к созданию ясельных мест. Программа строительства детских садов у нас не останавливалась. До конца этого года будут введены ещё 3 детских сада – в Саранске, сёлах Левжа Рузаевского района и Барашево Теньгушевского района, - подчеркнул Глава Мордовии. - До 2021 года мы должны полностью ликвидировать очерёдность для детей от полутора до 3 лет (создать около 2,5 тысяч мест)».
Будет расширяться сеть групп по присмотру и уходу за детьми до трёх лет, в том числе с привлечением негосударственного сектора и бизнеса. С 2020 года начнется грантовая поддержка граждан, желающих открыть такие группы.«Важно создать условия, чтобы женщины могли совмещать воспитание детей с трудовой деятельностью. Это положительно скажется на демографической ситуации в целом, - отметил В.Д.Волков. - Мы всегда говорили, что родители – полноценные участники процесса воспитания и обучения. Сейчас это направление выделено в отдельный федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Он призван помочь родителям в воспитании детей. Мы создадим в Саранске Центр психолого-педагогической и социальной поддержки. В нём будет организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, можно будет получить консультации педагогов и психологов».
По словам Владимира Волкова сохраняется обеспокоенность по безнадзорности среди несовершеннолетних, бесконтрольность их поведения за пределами учебного заведения. В результате подростки сбиваются в сомнительные группы, ведут себя вызывающе, совершают преступления, пробуют наркотики. Негативное влияние оказывают социальные сети, агрессивная внешняя среда. «Конечно, прежде всего, дети должны воспитываться в семье. Но позиция – «наше дело только вести уроки» – тоже неправильная», - добавил он.Отмечалась проблема возвращения детей из приёмных семей в интернатные учреждения.
«Сложно представить, что происходит в душе у ребёнка, потерявшего родителей во второй раз. Поручаю Министерству образования вместе с органами опеки детально проанализировать каждый такой факт, сформировать систему подготовки профессионального родительства, - обратил внимание Глава РМ. - Министерству образования в этом году нужно серьёзно обновить деятельность психологической службы в целом. Штат школьных психологов мы увеличили. Но не во всех районах к этому отнеслись ответственно. Поручаю взять это направление под особый контроль.
К работе нужно активнее подключать систему дополнительного образования. Каждый тренер, воспитатель, руководитель творческого объединения должен стать наставником для трудного подростка, помочь ребёнку найти себя в спорте, искусстве, научно-технической деятельности.Многие проблемы можно решить, только если объединить усилия семьи и школы. Эффективность воспитательной работы определяется не количеством проведенных мероприятий, а качеством взаимоотношений всех сторон образовательного процесса – детей, педагогов и родителей».
За последние годы многое сделано для развития школьного образования. Построены самые современные объекты образования. 1 сентября откроются ещё две новые школы – в Рузаевке и на улице Солнечная в Саранске. В прошлом году открылся Центр образования «Тавла», самая большая школа в республике. На 1 сентября в ней уже 1550 детей – 8 первых и 8 вторых классов.«Поэтому в ближайшей перспективе в четвёртом микрорайоне жилого комплекса «Юбилейный» необходимо строительство ещё одной школы, - поделился планами на перспективу Глава Мордовии. - Нужна школа и в юго-западной части Саранска. В районе улиц Фурманова и Щорса идёт активное жилищное строительство, туда заселяется большое количество молодых семей. Есть обоснованные потребности в новых школах и в ряде районов республики.
Для решения этих задач нужно по максимуму воспользоваться возможностями нового федерального проекта «Современная школа». Подчеркну: проект «Современная школа» - это не только новые здания и переход к односменному режиму обучения. Прежде всего, это новое содержание образования».Серьёзно обновится предмет «Технология». Уроки по нему должны будут проходить в том числе в Детских технопарках и на производстве.
«Я говорил в Послании и ещё раз подчеркну важность повышения качества математического образования, всех естественных наук. Эти предметы являются основными при поступлении на инженерно-технические, строительные, сельскохозяйственные специальности, которые стратегически важны для республики. Правительством принята дорожная карта повышения качества математического образования до 2020 года. Минобразования необходимо совместно с педагогическим сообществом реализовать её максимально эффективно», - подчеркнул Владимир Волков.Ключевой федеральный проект – «Цифровая образовательная среда». Его первая часть – техническая. До каждой школы будет проведён высокоскоростной интернет. «Нам предстоит проложить волоконно-оптические линии до 255 образовательных учреждений. Сейчас наши школы обеспечены бесплатным интернетом за счёт республиканского бюджета. Но для полноценного использования современных возможностей нужно повышать его скорость. Чтобы создавать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов, использовать на уроках технологии виртуальной и дополненной реальности. Вторая часть федерального проекта – Российская электронная школа – станет помощником учителю: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D лаборатории, - заявил В.Д.Волков. - Но сколько бы мы ни модернизировали «начинку», без грамотного учителя результатов не добиться. Новый федеральный проект «Учитель будущего» нацелен на создание системы профессионального и карьерного роста учителей. Не привычную вертикальную: учитель-завуч-директор, а горизонтальную. Обсуждается введение новых должностей: например, учитель-мастер или учитель-наставник для опытных педагогов, консультирующих молодых». Отмечалось, что в этом году утверждена республиканская Стратегия развития педагогического образования до 2020 года, которую необходимо скорректировать в соответствии с задачами нового нацпроекта.
«Министерству образования нужно кардинально пересмотреть подходы к повышению квалификации и переподготовки кадров. Главным критерием качества этой работы должна стать успешность и конкурентоспособность педагогов, результативность при прохождении аттестации в новой форме, - пояснил руководитель региона. - Необходимо обеспечить конкурсный отбор организаций дополнительного профобразования, предоставить школам возможность выбора – где и когда повысить квалификацию. Минобразования совместно с университетом и пединститутом должны внести конкретные предложения по этому вопросу».
Важнейшим инструментом кадровой обеспеченности является вопрос заработной платы. Выполнив «майский» Указ Президента России 2012 года, в республике эту работу не остановили. «Повышение зарплаты педагогическим работникам продолжится! Речь идёт об учителях, воспитателях, педагогах доп. образования. Очень важно подтянуть доходы преподавателей учреждений профобразования, тех, кто готовит рабочие кадры, - отметил Глава РМ. - Также сохранится грантовая поддержка, надбавки к зарплате для молодых учителей, социальные гарантии для сельских учителей. Отмечу, что за прошлый год почти на 20% выросло количество педагогов, получивших премии за подготовку призёров олимпиад». Престиж профессии педагога растёт. За 5 лет на работу в школы и детские сады пришло более 2 тысяч молодых специалистов. 1 сентября в отрасль вольются ещё более 300 молодых педагогов. Причем профессию учителя выбирает всё большее количество лучших выпускников. Так, за 5 лет средний балл ЕГЭ в пединституте вырос на 12%.
Это связано и с общим ростом качества знаний выпускников, что подтверждается результатами ЕГЭ. Более чем на 6 баллов вырос средний балл по математике, на 2 – по русскому языку. «Нужно закрепить эту тенденцию, сохранив чистоту процедуры проведения экзамена и его объективность! Отмечу, что результаты единого госэкзамена являются не единственным измерителем качества образования. Сегодня республиканская система оценки качества – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий. Это мониторинговые исследования по предметам, участие школ во всероссийских проверочных работах, в Национальных исследованиях качества образования и ряд других. Расхождение в результатах оценочных процедур со школьной оценкой – сигнал для нас обратить пристальное внимание на работу конкретной школы, конкретного учителя, оказать всестороннюю помощь для исправления ситуации, - добавил В.Д.Волков. - Самой значимой наградой для учителя являются достижения его учеников. В этом году школьники Мордовии завоевали на Всероссийской олимпиаде 49 призовых мест! Причём каждый второй участник нашей сборной показал призовой результат». Более 80% наград (41 из 49 призовых мест) завоевали воспитанники Республиканского лицея для одарённых детей. По итогам прошлого года в рейтинге ста лучших школ России по конкурентоспособности выпускников лицей занял 25 место.«Сегодня я хочу поблагодарить весь коллектив нашего передового учебного заведения за столь высокие результаты! – отметил Владимир Волков. - Мы не раз говорили о распространении опыта лицея. Авторские методики, сотрудничество с ведущими вузами, инновационные подходы в образовательном процессе должны найти место в работе каждой школы республики. Всё это должно реально работать и приносить результат! Об этом не раз уже говорили. В прошлом году мы учредили специальные премии Главы Мордовии для победителей и призёров олимпиад. За успех на международном уровне 6 воспитанников Лицея для одарённых детей получили от 100 до 300 тысяч рублей. 9 победителей и 34 призёра Всероссийской олимпиады – соответственно по 60 и 30 тысяч рублей. Сегодня я принял решение увеличить премиальные в два раза! Но должна быть повышена ответственность тех, кто занимается возвратом наших школьников, получивших образование в лучших вузах России на работу в Мордовии. Это касается конкретно Седова А.И., Лотвановой Г.А., Явкиной Г.А.».
В республике планируется создать Центр по работе с одарёнными детьми на основе опыта образовательного центра «Сириус». Работа с одарёнными детьми не будет ограничиваться только олимпиадным движением. «Мы продолжим повышать доступность дополнительного образования. Нужно обеспечить активное участие наших школ в федеральных проектах «Проектория» и «Билет в будущее». За 6 лет каждый третий учащийся должен пройти через эти проекты», - пояснил Глава РМ. В Мордовии успешно работает Детский технопарк. По всем федеральным показателям республиканский «Кванториум» входит в «зелёную» зону, его воспитанники завоевали уже немало наград на различных всероссийских конкурсах. «Наша задача – открыть в республике ещё 6 мини-кванториумов в Ичалках, Ковылкино, Краснослободске, Лямбире, Рузаевке и Чамзинке. Для детей из отдалённых сёл необходимо приобрести мобильные передвижные лаборатории, - подчеркнул руководитель региона. - Сеть Детских технопарков должна стать центром, «сердцем» профориентационной работы. Принципиальная задача – привлекать к сотрудничеству бизнес, промышленные и сельхозпредприятия. Речь идёт не только о школах, но и о наших колледжах, техникумах и вузах». Президентом России поставлена задача коренной модернизации профобразования, внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ. На реализацию этой задачи направлен федеральный проект «Молодые профессионалы». Уже с 1 сентября техникумы и колледжи перейдут на новые программы развития в целях устранения дефицита рабочих кадров для передовых технологий. «Я часто обсуждаю с руководителями предприятий, нашим бизнесом, главами районов нехватку квалифицированных рабочих кадров. Не так сложно закупить современное оборудование – гораздо труднее найти людей, которые умеют и хотят на нём работать. Профессиональные требования к рабочим профессиям растут почти каждый день. Технологии развиваются быстрее, чем учреждения профобразования успевают обновлять учебные программы, а должно быть – наоборот! - заметил Владимир Волков. - Этой проблемой мы занимаемся больше 10 лет, в том числе в рамках предыдущего нацпроекта. Многое сделано. В более 70% техникумов и колледжей внедряются профессии из перечня ТОП-50. Создано 6 центров компетенций. Реализуется дуальное обучение, внедрён демонстрационный экзамен.Мы подключились к международному движению WorldSkills. Буквально две недели назад студентка Саранского техникума сферы услуг и промышленных технологий Ксения Абрашкина успешно выступила в финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы». В компетенции «Лаборант химического анализа» она заняла третье место. Это хороший результат!»
В республике создаётся образовательно-производственный комплекс по направлению «Промышленные и инженерные технологии», в состав которого вошли 10 образовательных организаций. В качестве сетевой площадки выступает Саранский промышленно-экономический колледж, предприятием-партнёром «Станкостроитель». На реализацию проекта из федерального бюджета выделено около 30 млн рублей. Кроме того, Кемлянский аграрный и Саранский электромеханический колледжи получат федеральные гранты на модернизацию материально-технической базы. Это 42 и 14 млн рублей соответственно. «Мы поддержим эти проекты и из бюджета республики, - отметил В.Д.Волков. - Это хорошие ориентиры для всех, как нужно выстраивать работу в рамках нацпроекта. Повторюсь, без работодателей здесь не обойтись, нельзя выпускать специалистов в никуда». В рамках нацпроекта в Мордовии планируется создать современный Центр опережающей профессиональной подготовки, отвечающий стандартам WorldSkills. Этот центр может быть использован для реализации ещё одного федерального проекта «Новые возможности для каждого». Сегодня термин «образование на всю жизнь» заменяется образованием через всю жизнь.Ещё один федеральный проект направлен на «Повышение конкурентоспособности высшего образования». Среди основных задач экспорт образовательных услуг, выстраивание системы, которая позволит вузам зарабатывать на интеллектуальном продукте. «В привязке к теме подготовки кадров отмечу, что главное – не допускать больших разрывов между школой и вузами, не находиться в изолированном пространстве. Обе стороны несут равную ответственность за подготовку кадров, за то, чтобы молодые специалисты не остались без работы после получения диплома, - добавил Глава РМ. - Наша общая задача – чтобы большинство выпускников оставались в республике. Мы многое сделали, чтобы остановить отток молодёжи. Несколько лет назад почти каждый пятый выпускник наших школ уезжал поступать в иногородние вузы. Сейчас этот показатель стал ниже, на уровне 12%. Но и это ещё очень много». Также он обратил внимание на необходимость создания условий для возврата в республику специалистов, окончивших вузы и ссузы за пределами региона.
В Мордовии созданы хорошие условия для получения высшего образования. В университете сейчас учится полторы тысячи иностранных студентов из 50 стран мира. Только в этом году поступило ещё более 4600 человек из 43 стран и 48 регионов России. Мордовский пединститут по своему профилю – один из лучших в стране. В последние годы построены многие учебные корпуса, студенческие общежития, открыты уникальные лаборатории. «Поэтому давайте вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы молодёжь не уезжала из Мордовии? Ясно, что главное - это возможность найти интересную работу с хорошей зарплатой. Мы активно работаем в этом направлении. У нас появляется всё больше заводов, на которых зарплата составляет свыше 30-40 тысяч рублей. Причём туда требуются именно молодые специалисты, которые хорошо разбираются в технологиях и могут работать на современном оборудовании». В регионе работают программы поддержки для молодых учителей и врачей, кадров для сельского хозяйства. При подготовке к чемпионату мира по футболу серьёзное развитие получила сфера развлечений и отдыха, сервиса и туризма. В Мордовии созданы условия для возможности купить собственное жильё. Уже несколько лет успешно работает программа «Молодая семья». Действует самая дешёвая в России ипотека – всего 5% годовых.«Получается: главное – поменять наше мышление, мышление наших детей. Избавиться от привычки искать счастья за семью морями. И это задача школ, техникумов и вузов, учителей и преподавателей, родителей, всей нашей системы образования и воспитания, - подчеркнул Владимир Волков. - В этой связи для нас очень важен ещё один федеральный проект «Социальные лифты». Его основная цель – формирование кадрового резерва высшего уровня. Дефицит хорошо подготовленных, современных управленцев характерен не только для образования. Ситуацию планируется исправить с помощью многоступенчатой системы конкурсов профессионального и карьерного роста, программ обучения в лучших вузах страны. Республика должна принять самое активное участие в реализации проекта. Это касается всех наших министерств и ведомств. Но ещё раз подчеркиваю: все наши таланты, победители конкурсов, лучшие из лучших должны вернуться в республику и работать на её дальнейшее развитие и процветание!»
Глава Мордовии внёс предложение объявить в республике движение «Моя родная школа», где каждый из нас что-то может сделать для своей школы.«Можно принять участие в ремонте, создании кружков, в целом поучаствовать в организации воспитательной работы. Например, студенты, создав студенческий отряд, могут недельку – десять дней помочь школе в подготовке к новому учебному году. Для нас может быть даже важнее помощь в созидательной организации учебного процесса, - отметил он. - Кто-то из выпускников приобретет компьютер, кто-то интерактивную доску, а у кого-то есть возможность приобрести компьютерный класс. Поле помощи здесь не знает границ. Это движение и оценка качества воспитательной работы в школе. Вот мы и увидим, кого мы воспитали».
Выступая на пленарном заседании Республиканского образовательного форума «Образование для всех" – 2018, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова отметила значительные успехи республиканской системы образования и поблагодарила работников образовательных учреждений за это.«Я внимательно познакомилась с достижениями вашего региона. Хочу сказать, что, Владимир Дмитриевич, команда, которая находится сейчас в зале - конкурентоспособна и входит в двадцатку лучших в стране. У вас есть фундаментальные вещи, которые позволят выполнять задачи национального проекта. Несколько вещей, которыми восхищена. 10 республиканских сельских школ входят в ТОП-300 лучших сельских школ страны (в России более половины школ расположены в сельской местности). Это говорит о том, что образование в сельских школах – сильное, надёжное, несмотря на то, что, бывает, педагогов не хватает, некоторые отдалены от крупных муниципалитетов. В республике ведется масштабное строительство новых школ. 49 призовых мест в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников! Если сопоставить численность ваших школьников, то республика точно - в числе 15 сильных регионов страны. В ТОП-200 общеобразовательных школ России, где созданы условия для развития талантов учащихся – 4 образовательные организации из Мордовии, в ТОП-25 лучших школ России вы – вторые. Это говорит о том, что конкурируете с Москвой, Санкт-Петербургом на равных. В Мордовии есть - точки роста, передовые методические технологии по содержанию, есть люди, которые знают, как таких вершин достичь», - заявила Наталья Наумова.
Также на пленарном заседании прозвучали выступления ведущих педагогов республики, а по завершении многие работники сферы образовании Мордовии получили засуженные награды из рук Владимира Волкова и Наталии Наумовой.Фото и материал http://www.e-mordovia.ru/glava-rm/novosti/vladimir-volkov-my-prodolzhim-masshtabnuyu-rabotu-po-podderzh/