В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и местного самоуправления должны обращаться на государственный кадастровый учет построенного объекта недвижимости (при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) и на государственную регистрацию прав на любой объект недвижимости (при выдаче на него соответствующего документа или заключения таким органом сделки с данным объектом).
Кроме указанного на объекты, подпадающие под действие упрощенного порядка оформления (и которые могут не попасть под действие статьи 19 Закона о регистрации), имеются и другие нормы.
В частности, согласно статье 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправлениявправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на объекты недвижимости, подпадающие под упрощенный порядок.
Под упрощенный порядок оформления подпадают следующие объекты:
- земельные участки, предоставленные гражданам для следующих видов разрешенного использования: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- индивидуальные жилые дома (действие Дачной амнистии на них продлено до марта 2020 года);
- вспомогательные и хозяйственные постройки (строения, на которые не требуется разрешение на строительство).
Кроме указанного оформления прав и кадастрового учета на объекты, также можно установить границы своих земельных участков (у кого они не установлены).
В связи с изложенным, гражданин может обратиться в соответствующий орган местного самоуправления (в том числе, администрацию сельских поселений) с соответствующим заявлением об оформлении документов, представлением имеющихся у них документов, с тем, чтобы дальнейшее оформление документов производили администрации.
В свою очередь администрации должны обеспечить оформление документов на указанные объекты недвижимости, выступить заказчиками кадастровых работ (провести межевание земельного участка, подготовить технический план на объект), обратиться в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации.
Согласно статье 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав уплачивается государственная пошлина, которая для объектов, подпадающих под упрощенный порядок, составляет для граждан 350 рублей (подпункт 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ). При этом, согласно Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче документов в электронном виде размер пошлины снижается на 30 %. В итоге размер пошлины составит 245 рублей, поскольку документы администрацией будут подаваться в электронном виде.
Кадастровый учет (в том числе при установлении границ земельных участков) осуществляется Управлением бесплатно.
Стоимость проведения межевания и подготовки технических планов согласовывается с местными администрациями.
Установление границ земельных участков будет осуществляться непосредственным согласованием данных границ с соседями или при необходимости через публикации в средствах массовой информации.
Для оформления документов на земельный участок гражданам работнику органа администрации необходимо будет передать какой-нибудь документ о предоставлении земельного участка. Для участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, подойдет также выписка из похозяйственной книги.
Для проведения учета и оформления прав на индивидуальный жилой дом необходимы документы на земельный участок под ним и разрешение на строительство и проектная документация на дом (если она была). Если проектной документации не было, то вместо нее заявителем самостоятельно готовится декларация об объекте недвижимости. Если разрешение на строительство не сохранилось, то в соответствующей администрации об указанном получается справка.
Для проведения учета и оформления прав на вспомогательную постройку необходимы документы на земельный участок и декларация об объекте.
Форма указанной декларации утверждена приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, о ней должно быть известно всем органам местного самоуправления и кадастровым инженерам.
Соответственно, проведя кадастровые работы и оформив документы на объект недвижимости или земельный участок сотрудники администрации выдадут гражданину готовые документы. Тем самым гражданин сэкономит время на их оформление. Указанное особенно касается граждан, удаленных от пунктов приема-выдачи документов (многофункциональные центры).
Пресс-служба Управления Росреестра
по Республике Мордовия
О возможности оформления прав граждан на имущество местными администрациями
2018-03-23