Нынешней осенью Александру Дмитриевичу Фомичеву исполнилось 75. Почти всю свою сознательную жизнь он проработал на заводе ЭВМ (был такой завод электровакуумного машиностроения). Правда, начинал трудовой путь на заводе «Химмаш». А до этого был ещё и строителем-каменщиком, бетонщиком, столяром и плотником.
Не стоит повторяться о лихолетье, выпавшем на долю детей войны. Более или менее сытыми они становились, когда весной и летом росли съедобные травы, одевались, чем Бог пошлет. Работали от зари и до зари.
Александр испытывал то же самое. Сейчас он об этом вспоминает и с улыбкой, и с грустинкой.
Стоит на улице Зои Космодемьянской школа №9. От закладки фундамента и до крыши строил её коллектив, в котором работал Александр Фомичев. Вручную заливали котлован, по трапам носили кирпичи. Под руководством опытных строителей Александр научился вести кладку, возводить углы (самая сложная работа каменщика).
Родители хотели, чтобы юноша после получения аттестата зрелости поступил в институт. Семья жила в более чем скромном достатке, но отец настаивал: «Учись, будем высылать тебе ежемесячно по триста рублей». А сын думал: «Я же не один. И если мне 300 да брату столько же, то что же останется остальным, ещё и младшая сестра подрастает?!» И он «расхотел» получить высшее образование.
Потом была служба в армии. Марш-броски по песчаным степям Казахстана, суровый таежный Дальний Восток. Солдатские пути-дороги не меряны. За успехи воин награжден знаком «Отличник боевой и политической подготовки» - высшее поощрение, получаемое в то время солдатами и сержантами срочной службы.
Молодому человеку все было по плечу, все преодолимо. Солдат ко всему привычен: дождь - хорошо, а буря - краше.
После увольнения в запас Александр пошел работать учеником токаря на завод «Химмаш». Как правило, срок ученичества длится минимум три месяца. Фомичев одолел азы профессии гораздо раньше и сдал на производственный разряд. А через три месяца он уже обтачивал детали наравне с опытными станочниками. Однако, чтобы, так сказать, природное дарование стало настоящим мастерством, нужны ещё и теоретические знания, и наставление мастеров высокого класса. Его направляют в учебный комбинат Саранска.
- Это была замечательная школа, - вспоминает Александр Дмитриевич, - она помогла мне потом и при учёбе в Рузаевском политехникуме, да и вообще.
Фомичева переводят нормировщиком. Так бы он и работал на «Химмаше». Но есть одно «но». К тому времени он был женат на Алевтине Григорьевне, работавшей на вышеупомянутом ЭВМ. И супруги решили трудиться вместе.
Вот так и оказался Александр Дмитриевич на этом заводе. Работал станочником, мастером, начальником участка. Десятки юношей под его наставничеством стали токарями высокого класса. На обучение к Фомичеву прикрепляли студентов политехникума, Рузаевского института машиностроения.
Детство Александра Дмитриевича даже с натяжкой не назовёшь счастливым. Зато жизнь этого человека без всяких условностей прожита замечательно.
Отмечался юбилей - 75-летие со дня рождения. Как правило, звучали поздравления, пожелания. Выступил и юбиляр: «Вот прожил 75 лет. Всякое было – и радости, и горести. Где-то ошибался, где-то что-то сделал не так, как полагается. А вот итожу годы и думаю, что жил не зря. У меня есть дети, внуки, правнук. Это дороже всех наград, которые получал за свою работу».
Александр ШИЛИН