Изменение видов разрешенного использования земельных участков

По своему составу земли населенных пунктов делятся на соответствующие территориальные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, сельскохозяйственного использования и иные (пункт 1 статьи 85 ЗК РФ, пункт 2 статьи 35 ГрК РФ). В каждом поселении (в том числе сельском) принимаются правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), в которых отражаются все территориальные зоны (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункты 6, 7, 8 статьи 1, пункт 6 статьи 30 ГрК РФ). Кроме прочего ПЗЗ включают в себя градостроительные регламенты, в которых предусматриваются (устанавливаются) соответствующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждой зоны (пункт 1 статьи 1, пункт 2 статьи 30, статья 36 ГрК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования могут быть трех видов (групп): - основные; - условно разрешенные (для получения которых необходимо вынести вопрос на публичные слушания). Если производится выбор вида разрешенного использования из данной группы, то он становится основным; - вспомогательные (допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними). В итоге Правила землепользования и застройки (градостроительные регламенты) определяют: что можно строить, размещать, возводить и как иным образом использовать земельные участки и объекты капитального строительства на каждой конкретной территории поселения. Для определения указанной возможности необходимо знать (установить) к какой конкретно территориальной зоне относится интересующий нас объект. Изменение (выбор) основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ, пункт 4 статьи 37 ГрК РФ), за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для: - земель лесного фонда; - земель, покрытых поверхностными водами; - земель запаса; - земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов); - сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Соответственно, для таких земель не установлено территориальных зон и не определены возможные виды разрешенного использования, которые правообладатель смог бы выбрать самостоятельно. Согласно пункту 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимаются в соответствии с федеральными законами. Федеральными законами такое изменение видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено только в подпункте 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» применительно к землям населенных пунктов, в которых не приняты ПЗЗ. Согласно указанной норме права по общему правилу решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принимается главой местной администрации поселения или муниципального района (исходя из разграничения полномочий между ними) с учетом результатов публичных слушаний.

Н.Ю. ЯШИНА,

начальник межмуниципального отдела по Рузаевскому, Кочкуровскому и Лямбирскому районам Управления Росреестра по РМ