В соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, как и государственный пожарный надзор, является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Основной целью создания системы независимой оценки рисков является снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности государственными надзорными органами.
Основным результатом независимой оценки рисков является - заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации требованиям в области обеспечения пожарной безопасности.
Независимая оценка пожарного риска (далее – НОР) проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Порядок приема заключений по НОР определен приказом МЧС России от 29.07.2015 № 405 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска».
Необходимо отметить, что копия заключения о проведении НОР в течение 5 рабочих дней после его утверждения, направляется экспертной организацией в надзорные органы МЧС России для учета.
Порядок осуществления планирования и проведения проверок объектов, на которых проведена НОР, определен приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 48 данного регламента в случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.
В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;
по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации № 944.
Орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.
Таким образом, положительное заключение независимой оценки пожарного риска, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.
Проведенная работа по независимой оценке пожарного риска, а также положительное заключение свидетельствуют о пожаробезопасном состоянии объекта защиты, и о полном выполнении требований пожарной безопасности.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Рузаевского муниципального района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Мордовия