Виктору часто снится один и тоже сон. Вот он идет по бескрайнему желтому пшеничному полю. Вокруг залитый солнцем простор и бескрайнее голубое небо. Раскинув руки, он бежит, приминая налитые колосья. Кажется, еще немного и взлетит, устремившись к недосягаемой темно-синей полоске горизонта. Сладостно щемит в груди от безграничной любви к родной земле, необъятным далям, ласковому солнцу. А потом, как в детстве, вдруг захватывает дыхание, и он просыпается будто от толчка с радостным чувством…
Давний знакомый
Виктор Михайлович Сильдушов человек в нашем районе известный. Он художественный руководитель народного хора ветеранов и ансамбля «Русская песня» в Центре культуры им. Ухтомского, Домов культуры в селах Арх-Голицыно и Ключарево. Ни одно праздничное мероприятие не обходится без участия его творческих коллективов. Мне посчастливилось познакомиться с музыкантом четыре года назад. Поводом для встречи послужила победа его ученицы Лены Ворониной в конкурсе «Звонкие голоса России». Тогда, в разговоре с ним, я узнала, что он родом из мордовской глубинки. В пятом классе сам на слух научился играть на гармони, а затем на баяне. Для него не составляло труда самому овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Человек страстный и увлекающийся, он постиг не только профессию музыканта, но и плотника, резчика по дереву, строителя, скорняка, портного. В каждом новом для себя деле он стремился не просто научиться этому ремеслу, а овладеть им в совершенстве.Единомышленники
Год назад впервые обратила внимание, что Виктор Михайлович на концертах и праздничных мероприятиях, аккомпанируя на баяне своим песенным коллективам, выходит на сцену в обмундировании казака и даже с шашкой на поясе. Тогда я предположила, что это его сценический образ. Случай свел нас на одном мероприятии, и я поинтересовалась у музыканта, что означает его казачья форма? Оказалось, что Виктор Михайлович уже год как настоящий приписной казак. Он рассказал, что его мать в девичестве носила фамилию «Зарубина», а это говорит о казачьих корнях его рода. Генетическая память предков, воинский дух проснулись в потомке. Однако Виктор Михайлович пояснил, что вступление в казачество не было для него спонтанным шагом. Он пять лет приглядывался к казакам, которые приезжали в Арх-Голицыно на традиционную Рождественскую лыжню, те тоже обратили на него внимание и стали звать к себе. Ответ он дал не сразу, долго думал, по пути ли ему с ними. И вот сейчас, по прошествии года своего вступления в казаки, нисколько не сомневается в правильности этого шага. Он нашел среди них единомышленников, людей, готовых по первому зову прийти на помощь своим землякам. - Мне часто задают вопрос, а разве в Мордовии есть казаки, ведь исстари они расселялись вдоль границ Российского государства? - говорит В.М. Сильдушов. - А я отвечаю им: «Конечно, есть!» В истории были такие моменты, когда нужно было строить крепости, как, например, в Саранске, Шишкееве, Краснослободске. Именно эти города основали когда-то казаки (Шишкеево тоже когда-то было городом). Саранск был основан, в том числе казаками, присланными по указу царя Михаила Федоровича в 1641 году. Потом кто-то из них снова уехал на границу, а другие остались здесь и служили городовыми казаками, то есть выполняли функции полиции, но, хочу отметить, что делали это с большим неудовольствием. Ведь казак всегда стоял на защите слабых. Сейчас в Мордовии проживают городские и хуторские казаки. Кстати, в Темниковском районе есть целое поселение казаков, которые ведут достаточно замкнутый образ жизни, следуют своим традициям и не пользуются благами цивилизации. Я же принадлежу к хуторскому казачьему обществу «Троицкое» Ичалковского района. Вот сейчас в Новотроицке мы строим церковь, что немного приостановило отъезд жителей из села. Привлекло внимание предпринимателей, и они открыли там магазины. К слову, казачество в России было реабилитировано еще в 1992 году. Казаки получили возможность вернуть свои традиции, жизненный уклад. В Мордовии также начались эти процессы.Главная задача
- В настоящее время хуторские казаки уже находятся на государственной службе с функциями выполнения нацгвардии и полицейских. Но наша главная обязанность защищать народ и доказывать это делами, - говорит наш герой. - Если где-то кому-то очень плохо, мы обязательно придем и поможем. Я считаю, что сейчас просто необходимо усилить охрану правопорядка. Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев отметил, что путь становления казачества уже прошел и сейчас от нас ждут реальных дел. Там, где живет казак, должен быть порядок. В Рузаевском районе я один представитель казачества, но я никогда не пройду мимо, если на моих глазах обижают женщин, детей или стариков. Мужчина-казак не боится опасных ситуаций, дух воина не позволяет ему этого делать. Он должен бороться везде, где есть несправедливость. А если кто-то захочет вступить в казачество, то можно прийти в общество и подать заявление. Атаман дает ему испытательный срок: год, два или даже - три. Его примут в том случае, если он докажет свою «профпригодность». Вот такие казаки и называются «приписными» или «верстанными». Верстание происходит в храме, когда батюшка в окружении братов-казаков благословляет вновь прибывшего на ратную службу. Так уж повелось, что казаки по первому зову государя должны были встать в строй, и, не раздумывая, идти сражаться за веру, царя и Отечество! Особо стоит отметить, что все казаки верующие люди. Казак без веры - это не казак. - Отец Андрей, настоятель саранского храма Кирилла и Мефодия, освятил и наши шашки. Теперь оружие стало «белым» и будет служить только при защите слабых, - пояснил Виктор Михайлович. - Моя жизнь после вступления в казачество стала несколько сложнее, появились новые обязанности, которые порой отнимают время. Но я не испытываю затруднений, а только удовольствие от новой ответственности перед обществом. Я казак и с меня должны брать пример. А еще казак всегда дорожит своей честью и никогда не скупится на деньги.Слово старшего - закон
Во время разговора поинтересовалась у Сильдушова, есть ли среди его знакомых такие, кто хотел бы последовать его примеру. Он ответил что есть, однако многих останавливает то, что казачью справу они должны покупать сами. А стоит она недешево, к примеру, ему она обошлась в шестьдесят тысяч рублей. У многих просто нет такой возможности. - Вот когда в нашем государстве будут нормальные зарплаты, я думаю, многие захотят вступить в казачество и растить своих потомков в духе его традиций, - пояснил Виктор Михайлович. - Казаки воспитывают своих детей в безоговорочном уважении к старшим. Слово старшего - закон для маленького казачонка, и неважно это его родственник или посторонний человек. И если ребенок поступил неправильно - подзатыльник ему может дать любой взрослый. А у нас сейчас даже родители не могут наказать ребенка шлепком, а в основе русского воспитания всегда был кнут и пряник. Кстати, школа №30 в Саранске полностью кадетско-казачья. Ее директор - атаман казачьего общества «Свято-Предтеченское», войсковой старшина В.Б. Жаров. Я очень рад, что мой внук Степан сейчас учится в этой школе. Я уже купил ему нагайку и буду воспитывать в наших традициях.Герой «Казарлы»
Первого сентября прошлого года, в день казачества, Виктору Михайловичу была вручена особая награда - крест, которая ему очень дорога. А также удостоверение казака, которое он получил раньше положенного срока. Атаман отметил его как одного из самых достойных членов общества. В.М. Сильдушов - сельский житель и поэтому ему есть где поупражняться со своей шашкой. Тем более, что он привык добиваться совершенства в любом деле, с которым когда-либо сталкивался. Вот и сейчас он уже мастерски владеет холодным оружием, нагайкой. Он также постоянный участник «Казарлы» - фестиваля, где бравые представители различных казачьих обществ показывают чудеса джигитовки и фехтования. Виктор Михайлович похвастался, что он запросто срубает пучок из восемнадцати лоз, рубит в ряд восемь полуторалитровых пластмассовых бутылок, наполненных водой! В Мордовии этого не делает ни один казак. В прошлом году на «Казарле» его обошел только казак из Шацка, который срубил десять полторашек!Сильные духом
- Мало кто знает о такой борьбе, как казачий спас, а ведь ему не может противостоять ни один вид восточного единоборства, - продолжил Виктор Михайлович. - Казаки сильны своим духом и готовы умереть в любую минуту за веру, царя и Отечество. Ни в Европе, ни на Западе такого нет, а есть только у русского казака! А вы знаете, что означает слово «оголтелый» по отношению к сражающемуся казаку, идущему на смерть? Это когда во время битвы казаки оголялись по пояс, обращались к Богу, входя при этом в определенный транс, и мало кто мог справиться с ними в сражении в таком состоянии. Хотя, если подумать, то русский мужчина во все времена умел защитить себя и свою семью, причем мог использовать любые подручные средства! И только так должен действовать и сегодня. На данный момент мне не так важна внешняя атрибутика, как то, что я хочу показать, что в моем лице люди могут найти защиту. И мы никому не позволим на нашей земле вести себя неподобающим образом!«Казачья вольница»
Не был бы Виктор Михайлович самим собой, если бы не нашел применение своему музыкальному таланту на новом поприще. Через месяц после вступления в казачество он создал ансамбль «Казачья вольница», который на данный момент является единственным в Мордовии. В репертуаре творческого коллектива, в основном, старинные народные казачьи песни. Их исполняют двенадцать человек - семь казаков и пять казачек. «Казачья вольница» уже выступала в Александровке, выезжала на Хопер, на казачий фестиваль в Москву. Уверена, что впереди у коллектива будут по-настоящему звездные гастроли….Ирина ДОКИНА