Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее - Федеральный закон № 143-ФЗ) предусматривает изменение условий (в части повышения пенсионного возраста) назначения страховой пенсии по старости и установления дополнительной к страховой пенсии выплате - пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - государственные служащие), в том числе путем внесения изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Так, статья 8 Федерального закона № 400-ФЗ дополнена новой частью I1, предусматривающей поэтапное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости ежегодно на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (а досрочно назначаемых пенсий: на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин позднее приобретения права на страховую пенсию в соответствии со статьями 30-33 Федерального закона № 400-ФЗ) согласно Приложению 5 к указанному Федеральному закону.
Например, в случае приобретения права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона № 400-ФЗ в 2017 году указанная пенсия лицам из числа государственных служащих может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев после приобретения такого права, в 2018 году - не ранее, чем через 1 год, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Зафиксируем следующие основные моменты производимых изменений, направленных на регулирование вопроса пенсионного возраста:
- в пенсионном законодательстве Российской Федерации теперь, наряду с обычным и пониженным пенсионным возрастом для назначения страховой пенсии по старости, будет действовать повышенный пенсионный возраст;
- пенсионный возраст повышается постепенно, достаточно мягко, что необходимо для адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения;
- дифференциация повышенного пенсионного возраста в зависимости от пола застрахованного лица сохраняется, женщины-госслужащие на пенсию могут уйти раньше, чем мужчины, но всего на 2 года, а не на 5 лет, как это предусмотрено в обычной ситуации;
- переходный период заканчивается для мужчин к 2026 г., а для женщин - к 2032 г., что вызвано различным количеством лет, на которое увеличивается пенсионный возраст для мужчин и женщин;
- повышение пенсионного возраста распространяется и на лиц, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К примеру, к госслужащему - мужчине, который выполнил необходимые условия для' назначения досрочной страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, эта пенсия по окончании переходного периода будет назначаться в 60 лет, а не в 55 лет, как это предусматривается для иных мужчин подпунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ;
- увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона № 400-ФЗ.
Также принципиально важно, что изложенные выше правила повышения пенсионного возраста распространяются только, скажем так, на действующих госслужащих. В случае прекращения работы в качестве государственного служащего страховая пенсия назначается заинтересованным лицам без применения новой части I1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
В случае обращения лица из числа государственных служащих за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее предусмотренного для данной категории лиц возникновения права на указанную пенсию применяется коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера указанной пенсии, который определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Лицу из числа государственных служащих, получающему страховую пенсию по инвалидности, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом переходных положений, установленных статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается по достижении возраста, предусмотренного частью I1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Изменения, вносимые Федеральным законом № 143-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2017 года.
Пенсионный фонд информирует
2016-10-07