«В разговоре с мошенником нельзя паниковать!»

Средства массовой информации практически ежедневно сообщают в криминальных сводках о людях, пострадавших от рук мошенников. Как не прискорбно, но россияне очень часто попадают в сети злоумышленников. Причем, казалось бы, махинаторы используют всем известные схемы, о которых не раз предупреждали правоохранители. А потенциальные жертвы продолжают наступать все на те же грабли.

Граждан обманывают всё чаще

За 2022 год отделом МВД России по Рузаевскому району было зарегистрировано 143 мошенничества. В суд направлено 25 уголовных дел, к ответственности привлечено 18 преступников. Сумма причиненного ущерба по всем видам мошенничества составила более 23 млн рублей.

Стоит отметить, что из общего числа зарегистрированных преступлений 320 совершены с использованием информационно-телекоммуникацион-ных технологий или в сфере компьютерной информации. Удельный вес данных преступлений от общего числа увеличился и составил более 36,7%.

За текущий период 2023 года уже зафиксировано 17 мошенничеств и 2 кражи с банковских карт.

К примеру, только за один день, 11 января, в дежурную часть полиции поступило два заявления от несостоявшихся жертв мошенников. Тридцатитрехлетней женщине позвонил лжеполицейский. Под предлогом не возбуждения уголовного дела он пытался выманить у нее 56 тысяч рублей.

В этот же день неизвестный позвонил 82-летней пенсионерке и представился сотрудником полиции. Якобы для помощи внучке, попавшей в ДТП, пытался похитить у нее 600 тысяч рублей.

11 января поступило заявление от 50-летней жительницы Рузаевки. Она сообщила, что мошенник, под предлогом оказания помощи в получении кредита и будущей прибыли, завладел ее деньгами в размере более 95 тысяч рублей.

24 января стало известно, что неизвестный, представившись сотрудником полиции, позвонил 32-летнему рузаевцу и сообщил, что с его счета пытаются списать денежные средства. Для предотвращения этих действий мужчина должен был перевести 47 тысяч рублей на другой счет. Отрадно, что на этот раз планы злоумышленника не осуществились.

Вас беспокоит следственный комитет

Начальник отдела взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления УОООП МВД по РМ подполковник полиции Виталий Сафронов подробно рассказал корреспонденту «РГ» о наиболее распространенных схемах обмана. Он отметил, что ежедневно в органы внутренних дел поступают обращения граждан, в которых они сообщают о фактах мошеннических действий, совершенных в их отношении. В том числе с использованием телекоммуникационных информационных технологий. Их можно группировать по нескольким критериям.

- Наиболее распространенная уловка, когда выбранной жертве звонит якобы сотрудник правоохранительных органов. Мошенник также может представиться сотрудником следственного комитета, федеральной службы безопасности или полиции и сообщить, что гражданин подвергся преступным действиям со стороны злоумышленников. Через его банковские счета либо карты будто бы совершались операции, которые являются противозаконными.

Человек начинает волноваться, а сотрудники «правоохранительных органов» уговаривают его оказать содействие силовым структурам и задержать мошенников. Для этого они предлагают взять кредит в одном из банков, расположенных на территории нашей республики. Это можно сделать как дистанционным способом, так и непосредственно в отделении банка. Все это время с паникующим человеком продолжают поддерживать связь злоумышленники. Объясняют и рассказывают, какие необходимо иметь при себе документы, как отвечать представителям банка на разные вопросы.

После того, как гражданин получает денежные средства, «сотрудники» предлагают ему перевести их как будто на счет преступников. Они объясняют своей жертве, что мошенник их обналичит и тут же будет пойман с поличным полицейскими. Доверчивые граждане переводят денежные средства на указанные им счета либо на электронные кошельки, после чего телефонное общение прекращается. Через какое-то время обманутый понимает, что стал жертвой мошенников, переведя деньги неизвестно кому и зачем, - рассказывает Виталий Юрьевич.

Служба безопасности банка

Второй вариант. Абоненту сотовой связи поступает сообщение или звонок от представителей якобы службы безопасности банка. Ему сообщают, что в настоящее время с его банковской картой происходят подозрительные операции. Неизвестный преступник пытается взять кредит по его данным. И с целью сохранения денежных средств, имеющихся на счетах, необходимо их перевести на так называемый резервный или безопасный счет.

Если человек поддается уговорам, он переводит свои деньги на неизвестные ему номера телефонов, электронные кошельки либо банковские счета. Бывают моменты, когда злоумышленникам не хватает той суммы, которая поступила на их счет, поэтому они продолжают обрабатывать жертву. Сообщают ей, что в настоящее время повторно уже в другом банке происходит попытка несанкционированного получения дистанционного кредита на имя все того же человека. Поэтому уговаривают его взять кредит в другом банке.

Бывает, что люди поддаются на это, и происходит повторная схема данного мошенничества. Обманутый теряет не только собственные средства, но и заемные.

Мама, я попал в аварию, готовь деньги!

- В последнее время активизировалась схема, которую мы практически забыли. Это когда на телефоны граждан, особенно пожилого возраста, поступают звонки будто бы от родственников, детей, внуков, которые сообщают встревоженным голосом, что они попали в ДТП либо сбили пешехода. И для решения вопроса о не привлечении к уголовной ответственности либо лечения пострадавших людей необходимо срочно передать денежные средства курьеру. После этого трубку берет якобы сотрудник правоохранительных органов либо родственник и сообщает о том, что данное ДТП или наезд на пешехода действительно произошли, - поясняет Виталий Сафронов.

- Испытывая сильное волнение, люди, особенно старшего возраста, собирают все деньги, которые есть дома. Снимают все пенсионные накопления и передают их курьеру. И только потом потерпевшие решают созвониться со своими родственниками и узнают, что никакого ДТП и других противоправных ситуаций не было. В нашей практике даже были случаи, когда люди передавали деньги и только потом вспоминали, что у них не внук, а внучка или не сын, а дочь! До такой степени преступники выводят их из состояния душевного равновесия.

Покупки через интернет

Также Виталий Юрьевич отметил, что выросло количество преступлений, связанных с покупкой товаров на крупных интернет-площадках либо через социальные сети. Люди сталкиваются с лжепокупателями и лжепродавцами. Их приглашают для общения в мессенджеры - ватсап, телеграмм и другие. Затем они получают вредоносные ссылки как будто для оплаты. Граждане вводят реквизиты своих банковских карт, после чего происходит моментальное снятие денежных средств. Это наиболее распространенные моменты, которые регистрируются на территории Мордовии.

- Схемы эти не единичные, и в большинстве случаев ситуации складываются таким образом, что главное для мошенника - вывести человека из состояния душевного равновесия, независимо от того, кем он представился - сотрудником правоохранительных органов или службы безопасности банка. Его главная задача - заставить жертву паниковать!

Как только человек перестает понимать, что обрисованная мошенником ситуация похожа на фарс и начинает идти на поводу у злоумышленников, те, в свою очередь, начинают работать с ним более плотно. Бывает, что звонки поступают жертве с нескольких номеров. С ним общаются несколько «сотрудников банка» или «правоохранительных органов».

Самый длительный срок, в течение которого человек подвергался давлению со стороны лжебанкиров, - больше трех суток! Мошенники постоянно поддерживали связь со своей жертвой. Мужчина находился на заработках в другом городе и пока добирался до места жительства, его вынудили взять несколько кредитов на общую сумму более трех миллионов рублей! С ним поддерживали постоянный контакт, не давая выйти из плотной опеки. Когда банки уже стали отказывать ему в новых кредитах, мошенники поняли, что человек неплатежеспособен и перестали выходить с ним на связь.

Как не стать жертвой преступников

- Нужно отдавать себе отчет, что денежные средства, которые находятся на ваших счетах, принадлежат только вам. Никто не может завладеть ими без какого-либо участия с вашей стороны. То есть никогда и никому нельзя передавать реквизиты своих банковских карт, озвучивать СМС-сообщения, которые приходят на ваш телефон. Не зависимо о того, кто представился вам на другом конце телефонной трубки. Если к вам обращается сотрудник правоохранительных органов, то в любом случае он никогда не будет предлагать вам рисковать собственными денежными средствами для поимки злоумышленников.

Полицейские всегда работают от преступления к человеку и никогда не будут предлагать совершить какие-либо действия, которые могут ему навредить, - пояснил Виталий Юрьевич. - Если же вам позвонил сотрудник службы безопасности банка, отдавайте себе отчет, что ежедневно на территории нашей страны происходят десятки миллиардов денежных переводов и транзакций через все платежные системы. И ни один человек в мире не сможет отследить, какие именно операции, происходящие с вашей банковской картой или денежным счетом, являются подозрительными.

Если вам поступил такой звонок, в обязательном порядке уточните данные тех, кто в сами общается, место работы и место службы такого человека и потом перезвоните туда самостоятельно. На обороте вашей банковской карты обычно указан телефон горячей линии. Если вы находитесь на улице или в общественном месте, то можете подойти к банкомату и посмотреть, были ли какие-то операции с вашей картой или нет. Зайти в отделение банка и уточнить непосредственно у менеджеров, работников этой организации, были ли какие-либо заявки на получение кредита или денежные переводы.

Смею вас заверить, что в 99% случаев эта информация будет ложной.

Заставьте мошенника самого волноваться

Если звонят сотрудники правоохранительных органов, также уточните номер телефона, наберите ближайшую дежурную часть и узнайте, действительно ли в отношении вас ведутся какие-то следственные действия, и являетесь ли вы потерпевшим или подозреваемым по тому уголовному делу, которое вам озвучил лжесотрудник. Второе: никогда не вступайте в длительный диалог с людьми, которые пытаются на вас надавить и вывести из состояния душевного равновесия. Вам говорят о том, что ваши родственники попали в ДТП, а звонят с чужого телефона, так как свой сломался.

Отмечу, что в настоящее время есть огромный арсенал средств, как можно посмотреть на лицо того человека, с которым общаетесь. Попросите его сделать фото и отправить вам на ватсап или другой мессенджер. Попросите сделать видеозвонок, то есть заставьте собеседника самого начать нервничать. А если вы хотите полностью убедится, что звонящий действительно ваш родственник, задайте ему вопрос, ответ на который знаете только вы вдвоем. Мошенник поняв, что вы не паникуете, просто прекратит разговор.

И самое главное, помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Когда вам поступают звонки о каком-либо выигрыше, о получении дополнительных социальных гарантий, денежных средств, которые вам вдруг выделил Президент страны либо Глава Мордовии, то в любом случае вы узнаете об этом из официальных средств массовой информации. По телефону никто такие сведения вам передавать не будет.

Сейчас практически у всех есть личная страница на портале Госуслуги - все выплаты и компенсации отражаются там. Самое главное - не паниковать, оставаться хладнокровным и понимать, что за сиюминутный импульс придется расплачиваться очень долго. Несмотря на то, что многих злоумышленников удается задержать, денежные средства они скрывают, переводят на другие счета, поэтому тяжело объяснять людям, что в большей степени виновниками этой ситуации являются они сами.

Ирина ДОКИНА