Прадеду с благодарностью

Я часто задумываюсь над тем, что такое счастье, какую жизнь можно назвать счастливой... Ответа я пока ещё не нашла: для этого у меня впереди целая жизнь.

Сейчас я думаю о том, что моё счастье - это моя семья: мама, папа, сестрёнка Алиса, бабушки и дедушки. А ещё я счастлива потому, что рядом со мной жил все мои 13 лет мой прадед - участник Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Устьянцев. Я рада тому, что видела его добрые глаза, в которых всегда стояли слёзы, когда он вспоминал о войне; я чувствовала его надёжные руки, которые когда-то крепко сжимали автомат, а теперь нежно гладят головы своих правнуков; я гуляла с ним по дорожкам сада и с удовольствием наблюдала, как мягко он ступает по земле ногами, которые смело несли его в атаку 77 лет тому назад. Два года назад прадедушки не стало. Ему было 95 лет. Но я даже сейчас не могу говорить о нём в прошедшем времени. Он всегда рядом.

Прадед... Какой он? Мой папа отвечает на этот вопрос быстро, не задумываясь: «Это человек, который научил нас жить». Поверьте, это не просто слова. Мой прадедушка - человек труда. Он сам трудился всю свою жизнь и приучал к этому своих детей и внуков. Он умел многое: знал секреты сельского хозяйства и строительства, мог разобраться в сложных механизмах. И это не случайно: ведь он прошёл славный трудовой путь от ученика слесаря на станкостроительном заводе в Алапаевске до начальника производства на заводе медоборудования в Саранске. Папа говорит, что у прадеда особый склад характера - делать всё самому. Даже в последние годы он никому не позволял ухаживать за собой: сам чистил снег во дворе, готовил себе еду, даже ходил без трости, хотя это было в его преклонном возрасте достаточно трудно.

Внуки Виктора Алексеевича, мой папа и его родной брат, вспоминают, что он был человек строгий, порой даже жёсткий и суровый: если что-то не так, он мог и по столу кулаком стукнуть. Но ведь благодаря этому его дети и внуки выросли достойными людьми. Прадед не умел «сюсюкать», говорил правду в глаза и был до крайности справедливым человеком. А ещё он был очень внимателен ко всем нам: прадедушка помнил дни рождения не только своих детей и внуков, но и многочисленных правнуков. Он всегда делал нам подарки.

Достаю из шкафа шкатулку. Здесь то, что оставил после себя прадед: потёртая книжка «Свидетельство парашютиста ВДВ Красной Армии», датированное 25 июля 1943 года (двадцать один прыжок!), медали «За отвагу», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», медаль Жукова, орден Отечественной войны II степени, Благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, на которой рукой прадеда, как завещание, написано: «Прадед - для правнуков». Он не любил вспоминать о войне, о ней он рассказывал очень мало. Может, только в последние годы он вспоминал чуть больше, чем всегда. Глаза его сразу становились влажными.

Семнадцатилетним юношей он ушёл на фронт. Прошёл ускоренное обучение в Тюменском пехотном училище. Затем попал в 14-ую воздушно-десантную бригаду. Боевое крещение прадед получил под Минском летом 1944 года. Участвовал в разгроме «танковой группы немцев юго-западнее Будапешта в составе 11 танковых дивизий и в овладении городами Секешфехервар, Мор, Зирез, Веспрем, Эньинг и 350 другими населёнными пунктами» (так сказано в Благодарности Сталина). Дивизия, в которой служил прадед, шла с боями до Вены, освобождала Чехословакию и Венгрию, где и встретил мой прадед Великую Победу. Уволен он был в запас в 1947 году в звании гвардии рядового.

Гвардии рядовой... Сколько километров по грязи и болотам, по полям и лесам прошли твои сапоги, освобождая родную землю от немецких захватчиков! Сколько сил, мужества и отваги нужно было тебе, чтобы пережить смерть своих товарищей и идти вперёд, смело глядя в лицо опасности! Я только теперь понимаю твои слова, дедушка: «Прадед - для правнуков». И в ответ я говорю тебе сейчас: «Прадеду от правнуков с благодарностью!»

Я счастлива, что ты был, есть и будешь в моей жизни, ПРАДЕД!

Александра УСТЬЯНЦЕВА